Полиция опровергает информацию о «выбивании» показаний из задержанных
Полиция опровергает информацию о «выбивании» показаний из задержанных
В номере «МК» в Карелии» от 3 октября 2012 года была опубликована статья Натальи Соколовой «Явка с побитым»». МВД Карелии считает, что журналистское расследование по проблемной теме проведено не в полном объеме, и, пользуясь правом на официальный ответ, предлагает читателям свою версию.
В статье «Явка с побитым» автор описывает три конкретных случая, произошедшие с тремя жителями республики, которые утверждают, что стали жертвами превышения полномочий со стороны сотрудников полиции. Автор ссылается на информацию, полученную от этих граждан, их родственников, адвокатов и представителей общественных организаций. Обращений в МВД по Республике Карелия или в Общественный совет при министерстве в связи с подготовкой материала не было, хотя без этого невозможно было осуществить всестороннее исследование предмета публикации.
Тем не менее, по всем описанным в статье фактам подразделениями Следственного управления СК РФ по РК было проведено расследование, и во всех случаях вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Но автор статьи считает это подтверждением безнаказанности представителей власти и призывает обратить внимание на побои в отделах полиции.
Так, в статье жертвами полицейского произвола представлены два гражданина – 24-летний Дмитрий и 31-летний Павел. В феврале этого года они обратились в Карельский союз защиты детей как бывшие воспитанники детского дома. Там решили им помочь, поскольку «ребята из сиротских учреждений абсолютно не приспособлены к жизни, сколько бы лет им ни было». Молодые люди рассказали, что 17 и 18 февраля 2012 года были доставлены в отдел полиции № 2 МУ МВД России «Петрозаводское», и там их избивали, заставляя сознаться в краже.
Обратившись за информацией в МВД, автор статьи могла бы учесть, что «не приспособленный к жизни» Дмитрий был судим в 2004 году за грабеж и две кражи – тогда он получил 3 года 2 месяца условно; в 2005 году за кражи по восьми эпизодам, за разбой – по двум и за угон – суд приговорил его к реальному сроку лишения свободы 4 года 6 месяцев; в 2009 году Дмитрий был приговорен к такому же сроку – вновь за разбой. У Павла «криминальный» список не такой большой, но ранее он был судим за имущественное преступление, а в настоящее время является фигурантом уголовного дела, возбужденного по двум фактам краж с общим ущербом более 115 000 рублей.
Итак, молодые люди написали заявления о совершенном в отношении их преступлении – превышении должностных полномочий. Проверка по фактам, указанным в заявлениях, проводилась Следственным отделом по городу Петрозаводск СУ СК РФ по РК. В ходе проверки Дмитрий сообщил, что 17 февраля в отделе полиции его избили и оставили на ночь «в Центральном отделе полиции», где, по его словам, он также был избит. Вследствие применения физического насилия он сознался в совершении кражи.
Следователем были опрошены люди, которые видели Дмитрия сразу или вскоре после этого. Так, его товарищ Павел и его жена 18 февраля общались с Дмитрием, но телесных повреждений у него не видели. По их словам, за помощью к медикам Дмитрий обращаться не собирался. Сотрудники КСЗЛ, куда 17 февраля Павел и Дмитрий были доставлены и находились там до следующего дня, сообщили, что жалоб доставленные не высказывали и телесных повреждений у них не имелось. Также, согласно акту судебно-медицинского освидетельствования, никаких видимых телесных повреждений у Дмитрия не обнаружено.
Сотрудники уголовного розыска пояснили, что Павел и Дмитрий были задержаны по подозрению в хищении крупной суммы денег из торгового центра и что физическая сила и спецсредства к ним не применялись. Дмитрий сознался в совершении преступления, дал показания в присутствии защитника, но впоследствии нанял адвоката и отказался от ранее данных показаний, сославшись именно на давление со стороны полиции.
Следствие отнеслось критически к указанным Дмитрием обстоятельствам, так как все опрошенные в ходе проверки лица указывают, что у него не было телесных повреждений. В том числе следствие учло, что при проведении следственных действий в присутствии защитника Дмитрий не сообщал о противоправных действиях в отношении его и не жаловался на здоровье. В итоге постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было вынесено 26 апреля 2012 года.
Что касается другого уголовного дела – возбужденного по факту кражи из торгового центра, – то в статье сказано: «30 июля было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с непричастностью подозреваемого к преступлению». Это не так: в действительности уголовное дело не прекращено, а приостановлено, и следствие будет доведено до конца, когда преступление будет полностью раскрыто.
Прошло немного времени, и эти же граждане попали в аналогичную историю – на этот раз в Беломорске. По их словам, они приехали в Кемь отдыхать и, не найдя свободных мест в гостиницах, уехали в Беломорск, но и там не смогли устроиться на ночлег (на самом деле в тот день свободные номера были и в Кеми, и в Беломорске). Пришлось им ночевать в машине. Наутро их задержали полицейские по подозрению в кражах из двух магазинов. И вскоре после этого от Дмитрия и Павла поступили заявления о том, что 19 августа полицейские «выбивали» признание.
Следственным отделом по городу Беломорск СУ СК РФ по РК было рассмотрено сообщение о преступлении по факту заявления Павла и Дмитрия о незаконных действиях сотрудников ОП по Беломорскому району МО МВД России «Кемский».
Сотрудники полиции считают, что Дмитрий и Павел оговаривают их и, заявляя о противоправных действиях, пытаются уйти от уголовной ответственности. Полицейские сообщили, что 17 августа в Беломорске было совершено две кражи из магазинов. В одном случае было похищено более 100 000 рублей, в другом – более 12 500. По «почерку» установили, что действовали одни и те же лица: один мужчина отвлекал продавца, второй совершал кражу. По описанию продавцов был составлен фоторобот того, кто отвлекал. Сходство Дмитрия с составленным портретом стало причиной задержания. Его опознала продавщица обокраденного магазина. В краже сознался Павел и добровольно выдал денежные средства: акты изъятия оформлены в присутствии понятых. Это произошло 19 августа.
А на следующий день, 20 августа, вечером он обратился в приемное отделение местной больницы. Хирургу Павел сказал, что полицейские его избили буквально полчаса назад. Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования, у Павла обнаружены покраснения в области поясницы, которые, по мнению хирурга, могли быть получены «за несколько часов или незадолго до обращения к хирургу в результате механического воздействия, по типу трения каким-либо твердым предметом, например, ладони или грубой ткани». Ссадин, кровоподтеков и других повреждений хирургом не отмечено. Тогда как, согласно показаниям Дмитрия, накануне вечером он видел у Павла кровоподтеки на спине и шишки на голове.
Приняв во внимание все полученные в ходе проверки сведения, орган предварительного следствия сделал вывод, что сотрудники полиции не угрожали Павлу и Дмитрию и не причиняли им телесных повреждений. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления вынесено 7 сентября 2012 года.
Любопытно, что Павел рассказывал журналистке, адвокату и в общественной организации об избиении, утверждал, что денег не крал, но ни словом не обмолвился о выданных им в полиции более чем ста пятнадцати тысячах рублей. Если не крал – выходит, это его личные деньги, неужели их не жалко? Или коварство полицейских дошло до того, что они сами собрали сумму и подбросили это вещественное доказательство, лишь бы не развалилось уголовное дело? Оно, следует отметить, и не развалилось: на сегодняшний день следствие продолжается, в материалах дела достаточно доказательств для окончания предварительного следствия и направления в суд с обвинительным заключением.
Еще один «герой» газетной публикации – 32-летний гражданин К., имеющий в биографии пять судимостей, в том числе за тяжкие преступления. По его жалобе на то, что его избили оперативные сотрудники, Следственным отделом по городу Петрозаводск СУ СК РФ по РК было выяснено следующее.
Гражданин К. сообщил, что утром 30 августа его задержали сотрудники ОУР и повезли в район Бесовца, где в течение двух с половиной часов избивали, оскорбляли, угрожали и унижали, заставляя дать показания.
Из объяснений сотрудников полиции следует, что в тот день ими по уголовному делу был установлен гражданин К., подозреваемый в совершении квартирной кражи и кражи автомобиля. После задержания гражданин К. сообщил, что готов показать, где находится похищенный автомобиль: в районе Пятого поселка. Когда приехали к месту, подозреваемый сказал, что надо пройти немного пешком, и, как только вышел из машины, оттолкнул одного из сотрудников и побежал. Его догнали и предупредили о правомерности применения физической силы и спецсредств, если он будет продолжать оказывать неповиновение. Тогда гражданин К. схватил одного полицейского за одежду и пытался укусить его за лицо и за руки, выкрикивая, что заразит того СПИДом и гепатитом. К нарушителю был применен боевой прием борьбы и на него надеты наручники. Физическая сила применялась в отношении гражданина К. с целью пресечения противоправных действий с его стороны в соответствии с законодательством. В дальнейшем в БСМП выдали справку, что гражданин может содержаться в ИВС.
Информация о кражах, к которым причастен этот подозреваемый, была опубликована на Сайте МВД по Республике Карелия 31 августа 2012 года. Сообщалось, что менее чем за неделю до этого, 25 августа, был обокраден 33-летний петрозаводчанин: у него из квартиры пропали мобильный телефон, документы и деньги – более 80 000 рублей.
Случилось это потому, что воры заметили, как мужчина, заходя в квартиру, забыл запереть дверь. В числе похищенного были и ключи от автомобиля «Toyota Prado» – впоследствии он был угнан. В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска обнаружили угнанную машину в районе Перевалки и задержали двоих ранее судимых граждан 33 и 34 лет. Одним из них и был гражданин К.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по его жалобе вынесено 13 сентября 2012 года. Гражданин в настоящее время по решению суда находится под арестом, следствие по кражам продолжается.
Пресс-служба МВД по РК.
Комментарии