Петрозаводское речное училище выясняет отношения.
Петрозаводское речное училище выясняет отношения.
В Петрозаводском речном училище разгорается скандал, рискующий ославить знаменитое учебное заведение далеко за пределами карельской столицы. Наше знакомство с ситуацией началось с письма, направленного на имя ректора головного университета в Санкт-Петербурге одним из уже бывших сотрудников училища – опытным и уважаемым командиром Николаем Поздняковым. Письмо очень объемное, в нем говорится о ряде проблем училища, в том числе о качестве обучения и нравах, царящих в курсантских общежитиях. По словам автора письма, после того, как в ПРУ был реорганизован организационно-строевой отдел и уволены опытные командиры, в общежитиях начался беспорядок – пьянство, воровство, драки. Журналист «МК» попытался разобраться в происходящем.
Кто чему учит?
«На судне этим летом прошло практику 13 человек, 5 из них штурманов – это строки уже из другого письма – капитана «Кометы» №5. – При прохождении практики штурмана показали очень слабые знания предметов, навигации, электрооборудования, теорию и устройство судна практически не знают… Знания системы спутниковой навигации слабы и практически устарели, умение читать и понимать карту практически отсутствует, нет необходимого минимума знания английского языка… Многие курсанты имеют низкую дисциплину, прогуливают неделями, на мои замечания слабо реагируют. При попытке привлечь их к дисциплине и сослаться на авторитет преподавателей училища все мои замечания пропускаются мимо ушей, а при отправлении их в училище мне было сказано, что им и без практики дипломы выдадут»…
Подобных писем заведующий отделом по прохождению практики ПРУ Александр Федоренко может показать не одно и не два. Общие мотивы: курсанты уходят самовольно, ведут себя вызывающе и у судоходных компаний возникает вопрос «целесообразности присутствия студентов ПРУ на судне».
Александр Федоренко уверен, что в этих письмах отражен истинный уровень специального образования в училище, ставящий под сомнение компетентность отдельных преподавателей.
Федоренко приводит простой пример. Отделение судовождения однажды заказало список оборудования в лабораторию электронавигационных приборов. По поводу этого списка группа связи и радионавигации БОПа подготовила технические замечания: «Заказывается радиолокационная станция… на судах российских судоходных компаний радары никогда не использовались… Заказывается спутниковый компас, такие не используются на судах река-море, они не допущены регистром… Заказывается носимая радиостанция, она используется в МВД диапазоне частот, на судах – ни на речных, ни на морских – эксплуатироваться не может». Неужели этого не знают преподаватели училища?
А вот еще пример. Капитаны судов как-то проверили курсантские работы – штурманские прокладки курсов – за которые преподавателями училища уже были выставлены оценки «хорошо» и «отлично». Замечания специалистов от «пятерочных» и «четверочных» работ не оставили камня на камне: «В конечном итоге судно посажено на мель. Налицо полная безграмотность», – указано при проверке одной из штурманских прокладок. «Грубейшие нарушения свидетельствуют о полном отсутствии теоретических знаний», – пишет другой капитан.
Кто-то не хочет, чтобы мы работали
Директор училища Александр Войтехович пожимает плечами. Из перечисленных писем он видел только одно – от БОПа. Правда, Александр Иванович сразу дал понять, что и с этим документом не все «чисто». Оказывается, большие сомнения у него вызывает подпись руководителя судоходной компании.
Насколько можно верить всем остальным письмам – для собеседника вопрос открытый. В подшитой документации у директора училища совсем другие письма от судоходных и круинговых компаний. О том, что ПРУ выпускает негодных мореплавателей, там нет ни слова.
Что касается письма бывшего начальника организационно-строевого отдела Николая Позднякова, то по нему в училище проводилась тщательная проверка, вызывались преподаватели, принимались меры.
– У училища масса проблем, и мы этого не скрываем, – говорит Александр Войтехович. – Да, наши ребята, бывает, воруют, дерутся, пьют водку, гуляют с девочками. Идет нормальная жизнь. И до выпуска доходят далеко не все из них, мы отчисляем и делаем это жестко. 80 процентов наших курсантов – это дети из не вполне благополучных семей. Вывод напрашивается сам собой: учить их не просто и случается всякое.
Директор с сожалением говорит об уходе Николая Позднякова из училища. Если верить Александру Войтеховичу, он предлагал Позднякову остаться, но тот решил иначе. На его место Войтехович постарался найти квалифицированные кадры, у всех – обязательно педагогическое образование.
Сейчас по письму Позднякова будет проводить проверку уже прокуратура. Из Санкт-Петербурга приезжала комиссия, но подтверждений высказываниям автора не нашла. Более того, училище успешно прошло аттестацию и ближайшие пять лет может жить спокойно. Не нашло к чему придраться и КРУ Минфина.
Но главное, на данный момент училище решило проблему выдачи так называемых «корочек моряка». В прошлом году получить их было проблематично – делопроизводитель училища, выдававшая «корочки» людям, никогда в жизни не проходившим обучение по морским специальностям, была привлечена к уголовной ответственности. Теперь головной университет в Санкт-Петербурге снова разрешил училищу выдавать важный документ.
– Мы стараемся и работаем. Видимо, не всем это нравится, – говорит Александр Войтехович, – лично меня уже пытаются снять все два года, которые я работаю.
Тяжбы тяжкие
На сегодняшний день обстановка в училище напоминает мину замедленного действия, готовую вот-вот взорваться. Кто прав, а кто виноват, понять сложно. Каждая сторона пишет свои письма, заявления, ответы. Есть ряд обращений сотрудников училища в прокуратуру, в том числе по поводу якобы имевшей место фальсификации каких-то документов, есть обращение в прокуратуру дирекции училища по фактам клеветы, есть судебная тяжба между преподавателем училища и курсантом по защите чести и достоинства.
Война идет, но главное, чтобы за взрослыми попытками доказать правоту и найти справедливость не исчезло из виду главное – учебный процесс, дающий дорогу в жизнь обычным ребятам. Сами курсанты очень аккуратно говорят о том, что раньше порядка было больше и требования командиров были выше. Но главным для них все-таки остается одно – возможность получить знания, с которыми не стыдно потом вести суда в море и не страшно нести ответственность за жизни других людей.
Анна РОМАНОВА.
Комментарии