Одаренных детей Карелии хотят лишить возможности раскрыть свой талант.
Одаренных детей Карелии хотят лишить возможности раскрыть свой талант.
Два года назад в петрозаводской Детской школе искусств уже пытались оптимизировать учебный план, настойчиво рекомендуя сократить нагрузку педагогов в два раза. То есть чиновники задумали сэкономить в ущерб учебному процессу и, конечно, в первую очередь – специальным дисциплинам, которые и составляют суть уникальности школы. Тогда педагогам с помощью прессы и родителей удалось уберечь школу искусств от «переделки» в обычную СОШ с кружками и факультативами. Теперь история повторяется.
Чиновники городской администрации, кстати, нашли внешне очень демократичный способ решения вопроса – они не приказывают, а рекомендуют. Так вот в рекомендательном письме от управления образования городской администрации сказано, что неплохо было бы оптимизировать административные и педагогические ставки. Дескать, субвенции на дополнительное образование, которые выплачивает городской бюджет, слишком велики и надо их уменьшать. В результате всех рассуждений о тяжести финансового бремени, которое тянет на своих плечах городской бюджет, обучая талантливых детей, администрации школы предложено сократить педагогические ставки в три раза. Как учить детей? Очень просто – пусть родители платят. Они же платят за музыкальную школу, почему бы и здесь не платить?
– Это было бы нормально, если бы родители частично оплачивали обучение детей, – говорит завуч по эстетическому воспитанию Детской школы искусств Евгения Ругачева. – Но пришедшие рекомендации предусматривают вывод педагогов из штата, а кто согласится работать на внештатной основе? У нас сильные учителя, они найдут себе работу, и это означает только одно – пострадают ученики. Ребята пострадают в любом случае, даже если педагоги согласятся на внештатную работу, поскольку количество часов по специальным предметам все равно будет сокращено. То есть дети не будут получать того образования, ради которого они сюда поступали.
В Петрозаводске уже есть пример оптимизации гимназии №37 с углубленным изучением гуманитарных предметов, музыкальным образованием и военно-музыкальным факультетом. Как нам удалось узнать, теперь родители учеников гимназии №37 за дополнительное образование своих детей (ради которого они выбрали именно это учебное заведение) должны ежемесячно платить более полутора тысяч рублей. Потому педагоги Детской школы искусств, в принципе соглашаясь с возможностью софинансирования обучения, сразу говорят, что родительская плата должна быть разумной – не более 500 рублей в месяц. И то только в том случае, если нагрузка по специальным предметам сохранится на должном уровне.
– Родители, конечно, очень негативно относятся к изменениям, происходящим в школе, – рассказывает мама одного из учеников школы искусств Елизавета Бибикова. – Наблюдается явная тенденция к тому, что специальным предметам уделяется все меньше и меньше внимания. Не по вине педагогов – их ставят в такие условия. В этой школе очень сильный преподавательский состав, и здесь дают действительно хорошее образование – мы же судим по тому, как развиваются наши дети. Но часы на специальные предметы урезают, и педагоги просто не могут дать весь необходимый объем знаний и навыков. Из-за разрушения годами складывавшейся системы образования, когда-то сделавшей эту школу по-настоящему уникальной, дети теряют интерес к специальным предметам. Неверно ожидать, что каждый ребенок, окончивший эту школу, станет звездой – звездами становятся единицы. Но было бы правильно, если бы каждый одаренный ребенок имел возможность полностью раскрыть свое дарование, а это – талант, помноженный на труд и самого ребенка, и педагога.
– Было бы правильно, если бы в нашу школу осуществлялся отбор учеников и мы ратовали за то, чтобы мы могли учить талантливых детей всей республики, – продолжает Евгения Ругачева. – В идеале это должна быть небольшая школа с интернатом. Мы хотим и готовы выезжать в районы, отыскивать таланты и создавать для таких ребят условия, в которых они раскрылись бы. Ведь у нас учатся особенные творческие дети, для них необходима среда, в которой им комфортно находиться. И нельзя их этого лишать. Загубить талант – просто.
Столь трепетная забота об учениках и действительно высокий уровень образования дают результаты. Нет ни одного республиканского и зонального конкурса, где ученики Детской школы искусств Петрозаводска не занимали бы призовых мест. Талантливые ребята из школы искусств не раз становились лауреатами года и лауреатами республики. Выпускники школы успешно учатся в столичных вузах и в вузах Европы. Какие еще нужны чиновникам доказательства того, что бюджетные деньги тратятся не напрасно? Наверное, правильнее было бы думать не об оптимизации, а об изменении статуса школы, которая все еще остается уникальной. Может быть, республиканские власти способны поддержать творческий потенциал республики? А то у нас только на словах получается, что дети – наше будущее, которое необходимо пестовать и лелеять, создавая все условия для развития.
«МК» в Карелии».
Комментарии