Чем грозит жителям республики «приватизация» водоемов.
Чем грозит жителям республики «приватизация» водоемов.
Рыбалка за отдельную плату из кошмарного сна рыбаков-любителей постепенно превращается в суровую российскую действительность. Хочешь насладиться рыбной ловлей – милости просим, но за отдельную плату. Интернет кишит отзывами заядлых рыбаков из различных российских регионов, которые рассказывают о своих бурных переживаниях после первого столкновения с платной рыбалкой. Что же происходит и к чему готовиться карельским рыбакам? Учитывая, что, по статистике, каждый пятый житель Карелии увлекается рыбной ловлей, для нас этот вопрос далеко не праздный.
Первый отсев
Еще в 2004 году в России был принят закон о рыболовстве, который предусматривал механизмы предоставления частным предпринимателям и фирмам рыбопромысловых участков в аренду для организации спортивного и любительского рыболовства. Предполагалось, что частники, получившие в аренду участки, должны их облагородить и организовать по примеру наших западных соседей цивилизованную рыбалку, так сказать, со всеми удобствами. Фактически рыбалка, согласно закону, должна была попасть в разряд платной услуги, предоставляемой населению.
Несмотря на то, что закон был принят шесть лет назад, до платной рыбалки дело дошло только недавно. Передаче рыбопромысловых участков в частные руки предшествовала длительная работа по определению этих самых участков, согласованию их границ, проведению конкурсов. Процесс по сдаче рыбопромысловых участков в аренду особенно активно начался в прошлом году. Федеральное агентство по рыболовству организовало множество конкурсов по предоставлению рыбопромысловых участков в российских регионах. Карельские водоемы делили в Питере. Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству летом 2010 года провело конкурс на право заключения договора аренды на рыбопромысловые участки на водных объектах Карелии. Во многих случаях победителями конкурса стали малоизвестные фирмы, зарегистрированные за пределами республики.
Как это ни парадоксально, но к конкурсу не допустили ФГУ «Карелрыбвод». На официальном сайте Федерального агентства по рыболовству размещены все документы, касающиеся проведенного конкурса. Согласно официальной информации, федеральное государственное учреждение позволило себе предоставить в документах недостоверные сведения, за что и было отсеяно от конкурсной процедуры. Подобная формулировка звучит, как минимум, странно. Предприятие, которое фактически подчиняется Северо-Западному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, устраняют от участия в конкурсе, которое проводит само теруправление. Да еще под таким предлогом, как предоставление недостоверных сведений. Уж свое-то предприятие могли бы проконсультировать, как правильно составлять документы, чтобы хотя бы иметь право поучаствовать в конкурсе. К конкурсу не допустили и петрозаводского фермера Олега Дякина, заявка которого, по официальной версии, не соответствовала требованиям конкурсной комиссии. Проблемы возникли еще у одной компании – ООО «Петрорыбпром». Но в отношении этой коммерческой структуры есть хотя бы пояснение, что конкретно не понравилось членам комиссии. Судя по протоколу, «название организации не соответствует названию организации Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц».
Интересно, что отстранение от конкурса только ФГУ «Карелрыбвод», которое претендовало на 22 рыбопромысловых участка, позволило свести на нет конкуренцию сразу по 14 участкам, где остался один-единственный претендент.
Крупная распродажа
После того, как конкурс был проведен и заключены договора аренды, в Интернете появилась крайне любопытная информация. На сайте kupivodoem.ru в разделе «Долгосрочная аренда водоемов в Карелии» был представлен целый список компаний, которые предлагали приобрести вместе с полученными в аренду рыбопромысловыми участками. Цены ошеломляют. К примеру, предлагалось купить ООО «Берег-плюс» вместе с двумя участками для организации спортивного и любительского рыболовства на Топо-Пяозерском водохранилище за 35 миллионов рублей. ООО «Акватория» с тремя участками на том же Топо-Пяозерском водохранилище «потянуло» на 31 миллион рублей, а ООО «Ленинградская рыбная компания», к примеру, с четырьмя участками на Белом море было оценено в 32,5 миллиона рублей. Особенно дорого – в 46 миллионов рублей – оценила себя компания ООО «Онега плюс» с четырьмя участками на Онежском озере. Спустя какое-то время сайт прикрыли. Несколько чиновников республиканского и федерального масштаба, которые пожелали остаться анонимными героями, утверждали, что сделано это было не без их участия. Нечистоплотность подобных сделок очевидна. Схема примерно следующая: создаются фирмы-прокладки, которые выигрывают конкурс. Какими путями обеспечивается победа, пусть останется на совести чиновников. Перепродать право аренды, по российскому законодательству, невозможно. А вот продать фирму вместе с арендованными рыбопромысловыми участками особого труда не представляет. Говорят, что некоторые фирмы, победившие в конкурсе и получившие в аренду карельские озера, физически обнаружить крайне тяжело. Во всяком случае, по официально зарегистрированным юридическим адресам таких компаний найти не удалось.
Для того, чтобы убедиться, что с распродажей покончено, я позвонила по телефону, который был указан на теперь уже ставшем недоступном сайте. Молодой человек на другом конце провода любезно сообщил, что я обратилась по адресу и приобрести фирму с озером никаких проблем не составляет. Как говорится, были бы деньги.
– Меня интересует ООО «Престиж» с участками на озере Верхнее Куйто. Его еще не продали? – выбрала я фирму подешевле – всего за 29,3 миллиона рублей.
– Еще не продали. Оставьте свой номер телефона, специалист придет, и мы вам перезвоним, – сообщили мне.
Поиском коррупционной составляющей в российском законодательстве занято множество высококлассных специалистов. Мы, конечно, можем ошибаться, но то, что сегодня происходит с водоемами, идеально согласуется с неистребимой особенностью российского чиновничества. Идея передать водоемы в частные руки, чтобы подтолкнуть развитие малого предпринимательства и туризма, кажется, затронула совсем иные пласты нашего общества. Страшно подумать, во что обойдется нам рыбалка, если предпринимателям, желающим, действительно, заняться организацией любительского рыболовства, рыбопромысловые участки придется покупать у посредников за десятки миллионов рублей. Но это только часть проблемы. Другая сторона этого вопроса – социальная. Не приведет ли «приватизация», пусть в виде долгосрочной аренды, наших водоемов к тому, что мы просто лишимся возможности порыбачить на любимом озере. Ведь в Ленинградской области уже есть факты, когда в долгосрочную аренду были сданы целые озера.
Не нужно волноваться
Министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии Григорий Мануйлов убежден, что жителям республики не стоит волноваться. «В законе прописана возможность платной рыбалки, но при этом учитываются интересы населения, которое проживает на берегах водоемов», – сказал он. По словам Мануйлова, необходимо четко осознавать, «в какой общественно-экономической формации мы живем». «Понятно, что идет капитализация всех сфер нашей жизни, в том числе и рыболовства», – заметил он. В законе прописано, что граждане имеют право заниматься рыболовством на водных объектах общего пользования «свободно и бесплатно». Но существуют ограничения. Если рыбопромысловый участок сдан в аренду, то ловить рыбу в его пределах можно только при наличии путевки, то есть за отдельную плату. Как пояснил министр, юридические лица и предприниматели, которые получили участок в аренду, должны облагородить территорию и создать, так сказать, инфраструктуру для комфортной рыбалки.
В функциональные обязанности карельского министерства входит только формирование рыбопромыслового участка на конкретном водоеме. «Но при формировании участков мы обязаны учитывать интересы граждан», – сказал Григорий Мануйлов. Как объяснил министр, в Карелии нет ни одного водоема, который бы полностью был сдан в аренду в качестве рыбопромыслового участка. «Граждане должны иметь свободный доступ ко всем водоемам», – считает министр. По его словам, этот принцип лежит в основе формирования рыбопромысловых участков. Другими словами, за пределами рыбопромысловых участков человек может рыбачить свободно и бесплатно.
Как увидеть эти границы и насколько точно частная компания будет обозначать пределы своей территории? По словам министра, предприниматель обязан выделить границы участка, но как он будет это делать – в законе не прописано. Проверять честность новых арендаторов будут территориальные подразделения Федерального агентства по рыболовству.
В министерстве рассказали, что одним из важнейших критериев, который должен учитываться при определении победителей, является бизнес-план и обязательства по организации новых рабочих мест. В общем, судя по настроению министра, процесс «капитализации рыболовства» беспокойства у него не вызывает. В настоящее время в Карелии под любительское и спортивное рыболовство сформировано 180 участков. Но понятно, что это только начало.
Мужики против
Спокойствие карельского министра разделяют далеко не все. Пока в Карелии весьма смутно представляют, какие формы приобретет платная рыбалка. Но многие убеждены, что эти формы будут уродливые. Андрей Иванов, главный охотовед Карельского регионального общества охотников и рыболовов, не скрывал своей тревоги: «Я вообще не понимаю, почему Онежское озеро делили в Санкт-Петербурге. В Карелии две трети населения живут благодаря озерам и лесам. Во многих поселках нет работы, леспромхозы закрылись, людям остаются только рыба, грибы и ягоды. Теперь нас хотят лишить возможности рыбачить. Я думаю, что последствий этого шага многие не понимают. Придут хозяева не из Карелии, у наших столько денег нет, будут диктовать свою волю, ну а местное население испокон веков ловило на карельских озерах рыбу. И что, им теперь будут указывать, где ловить, а где нет? Чем люди питаться будут? Карельским мужикам терять нечего. Самое страшное, если дойдет до открытых столкновений с местным населением».
Еще один нюанс касается экологии. Для коммерческой рыбалки нужны ценные породы рыб. В карельском обществе охотников и рыболовов высказали опасение, что развитие коммерческого рыболовства может привести к истреблению так называемой «сорной» рыбы – лещей, щук, ершей, окуней. А если водоем окажется «нерентабельным», его бросят. В Пряжинском районе, утверждают заядлые рыболовы, такие попытки уже были, и несколько озер не выдержали экспериментов.
Очень скоро карельским рыболовам на личном опыте придется убедиться, насколько опасной окажется для небогатого населения республики платная рыбалка. Опыт любителей свежей рыбы из других регионов подсказывает, что гладко бывает только на бумаге.
«МК» в Карелии».
Комментарии