12:00, 18 Марта 2009
Ожог безразличия

Чтобы увидеть проблему, понадобилась человеческая жертва?

Эта трагедия – из разряда тех, которых могло и не быть. В Петрозаводском городском суде уже лежит иск Госпожнадзора о закрытии «Дома ветеранов». Однако иск рассмотреть не успели. Петрозаводский  Дом ветеранов попал в новостные сводки до судебного заседания: пожар, один человек погиб. Впрочем, уже на следующий день после случившегося в устах всех, кто так или иначе должен нести ответственность за произошедшее, все выглядело как просто несчастливое стечение обстоятельств…

Хроника происшествия
Вечером 12 марта в семь минут девятого в службу спасения поступил звонок с пульта охраны. Сообщили о сильном задымлении на втором этаже Дома ветеранов. Через семь минут на месте происшествия находились пожарные расчеты из трех пожарных частей и специальное медицинское подразделение. Началась эвакуация пациентов. Единственным исключением стал третий этаж – лежачих обитателей Дома ветеранов было решено не беспокоить. Сильное задымление было ликвидировано при помощи турбовентилятора.
В 20.50 пожар был уже полностью ликвидирован. В республиканскую больницу был доставлен единственный серьезно пострадавший – житель одной из обгоревших комнат, мужчина 1925 года рождения. В сводках пожарных значится: у пострадавшего – ожог верхних дыхательных путей и сильное отравление угарным газом…
Что произошло на самом деле в тот вечер на Комсомольском проспекте в доме 4а, «МК в Карелии» решил выяснить на месте трагедии.

«Я здесь была, когда пошел дым»
По дороге к дому-интернату неторопливо двигался мужчина. Оказалось – один из его обитателей вышел на прогулку.
– Пожар? – переспрашивает он нас. – Да, я что-то слышал. Но нас не эвакуировали. Мы на девятом этаже. Я лишь утром узнал сегодня, что что-то горело. Мне сказал человек, который работает у нас.
Вокруг самого здания тоже все спокойно. Только под одним из окон в куче обгоревших вещей неспешно копаются люди в милицейской форме.
В холле здания – ни следов гари, ни запаха. На диванчиках сидят бабушки.
– Я здесь была, когда пошел дым, – делится с нами жительница четвертого этажа Светлана Лукьянова. – Хотела вернуться на этаж, но меня уже попросили остаться. Наши (имелся в виду персонал. – Ред.) уже начали выводить людей. Людей много вывели. Сидеть-то было негде. Да и стоять с трудом. Просидели мы здесь долго.
Сразу за закрытыми дверями в коридоре второго этажа чувствуется запах гари, на полу – черные следы. По ним не сложно найти комнату, где случилась трагедия. Закопченные полы, стены, выжженный пол, черные вещи.
Неподалеку от комнаты в коридоре сидят трое мужчин на колясках.
Оказалось – погорельцы из той самой комнаты. Но непосредственный очевидец трагедии один – Анатолий Синицын. На лбу – явные следы происшествия: царапины и ссадины, следы копоти.
Анатолий утверждает, что комнату поджег его сосед Иван Ткачук. Плеснул чем-то на кровать, и все загорелось. Зачем плеснул –  Анатолий объяснить не смог. Иван Ткачук, напротив, уверяет, что когда он пришел – комната уже полыхала.
– Возможно, это Анатолий выпивши был, возможно, закурил, – объясняет он нам.
Теперь следствию долго предстоит разбираться в случившемся. А пока старики переселены в холлы на разные этажи. На диванчике для отдыха лежат их нехитрые пожитки.
– Самая большая потеря на пожаре  – грамота за спортивные достижения – мне ее Катанандов вручал, когда мэром был, – сокрушается Анатолий.

«Люди живут, так же, как везде»
Директор Дома ветеранов Анатолий Дмитриев уверяет, что нынешние неудобства для стариков – временные, уже в понедельник их переведут в Видлицкое учреждение. О пожаре руководитель говорит сухо.
– Все было сделано быстро. Сработала сигнализация, и пожарные были здесь через несколько минут.
– Причина пожара в сигарете? – интересуемся мы.
– Вовсе нет – поджог. И пламя очень быстро вспыхнуло. Под одной из кроватей было обнаружено непонятное пятно. Там все дотла выгорело. А что за жидкость и как она туда попала – это теперь следствие будет выяснять.
Мы интересуемся насчет условий проживания в доме инвалидов. Курение в комнатах, алкоголь?
– Ну, это же дом в первую очередь. Вы же понимаете, – как-то неуверенно произносит директор. – Люди здесь живут, так же, как и везде.
– То есть никакого запрета нет? – интересуемся мы.
– Они могут немного выпить, но для курения есть специальные места. И пожар точно не от сигареты случился.
Опроверг Анатолий Васильевич и причину гибели одного из своих подопечных. По его информации, пожар здесь вовсе ни при чем. Просто дедушка был очень старенький и немощный. Своих болезней у него было столько, что так уж случайно совпало.
– Но как же? Пожарные утверждают, что его в больницу доставили с ожогами верхних дыхательных путей и отравлением угарным газом.
– Это просто первоначальная версия, которая потом не подтвердилась…

Пока гром не грянет

Недавно на сайте МЧС России был вывешен черный список социальных учреждений, находящихся в состоянии, угрожающем жизни людей. Петрозаводского Дома ветеранов на Комсомольском 4а в этом списке нет. Между тем в городском суде Петрозаводска лежат документы, говорящие о том, что у пожарного надзора терпение по поводу этого здания истощилось настолько, что Дом ветеранов собираются закрыть.
«Помещения не полностью оборудованы системой пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре. На верхних этажах располагались больные, не способные самостоятельно передвигаться. Внутренние перегородки смонтированы из горючих материалов, отсутствует автоматическое освещение на лестничных клетках». Это не самый полный список всего того, что учреждению надлежит изменить.
Несмотря на это, директор Анатолий Дмитриев настроен весьма оптимистично.
Оказалось, что те предписания Госпожнадзора, которые можно было хоть как-то исполнить без дополнительных затрат, уже выполнены. То есть лежачие больные переселены на второй и третий этажи, перегородки разрушены. А вот на все остальное… нужны деньги. Миллион девятьсот тысяч рублей. Именно в такую сумму выливаются все необходимые изменения.
Деньги дому инвалидов лично обещал сам губернатор. Обещали и министерства подсуетиться. В общем, еще пару месяцев, тендер, и начнется глобальная перестройка. Именно эти движения позволяют администрации Дома ветеранов надеяться, что суд пойдет им навстречу и не допустит закрытия учреждения. Ведь расселять стариков просто некуда. Одно дело отправить в Видлицу 25-30 человек до завершения планового ремонта, и другое – закрыть учреждение совсем.
Если верить чиновникам, Министерство здравоохранения Карелии собиралось выделить деньги на плановый ремонт здания как раз в нынешнем марте. Между тем претензии Госпожнадзора возникли к Дому ветеранов давно. В 2006 и 2007 годах администрация учреждения уже была оштрафована за нарушения пожарной безопасности. Однако для того, чтобы на проблемы учреждения наконец всерьез обратили внимание, видимо, должна была случиться настоящая беда.
Анна РОМАНОВА.

P.S. Как сообщил старший следователь петрозаводского отдела СУСКа Валерий Елизаров, официальная причина смерти пенсионера – отравление угарным газом. Он задохнулся в горящей комнате.
 

Комментарии

Гость
Сегодня, 29 марта 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.