12:00, 11 Ноября 2010
Смерть заказывали?

Кто гарантирует безопасность пассажиров такси?

Кто гарантирует безопасность пассажиров такси?

Однажды мы с подругой засиделись в баре. Когда поняли, что пора домой, общественный транспорт уже не ходил, вызвали машину. Водитель такси – здоровенный мужчина лет тридцати – оказался неразговорчивым. На шутки не реагировал, молча  отвез сначала подругу, потом так же молча доставил до дома меня. И только когда я расплатилась и уже открыла дверцу, он вкрадчиво поинтересовался: «Девушка, вам не страшно ездить одной ночью с незнакомым мужчиной?..» Еще секунду назад гордая, самоуверенная и красивая, я шарахнулась из салона, заскочила в темный подъезд. Образы всех маньяков вместе преследовали меня, за спиной мерещились шаги. Только зайдя в квартиру, я осознала, что оставила таксисту сдачу. И – что боюсь. Еще как боюсь.

Если бы я не работала журналистом и не читала криминальные сводки, возможно, моя реакция была бы другой. Но я читаю криминальные сводки, хуже того – именно мне редакция поручила писать о недавно завершенном уголовном деле, потрясшем весь Петрозаводск. Героем этого дела был как раз таксист, который зверски убил пассажирку – молодую невесту.

Вечером накануне свадьбы Юлия отправилась к подруге. С готовой прической и предпраздничным настроением она вызвала такси. До места назначения невеста не доехала – за рулем машины сидел бывший уголовник, который, видимо, планировал убийство. Труп девушки был найден в лесу только через 10 дней…

«Не страшно ли мне?» Странный, если не сказать жуткий, вопрос на этом фоне…

Работники служб, которые занимаются частными перевозками, уверяют: лазеек, для того чтобы совершить какие-либо преступные действия, у водителей в «нормальных» фирмах нет.

– Если заказ делается через звонок в службу такси, то никаких шансов у водителя совершить что-то противозаконное нет, – успокаивает меня директор одной из петрозаводских служб такси. – Система работы в службе следующая: клиент звонит в диспетчерскую службу, заказ фиксируется компьютером и по рации передается таксисту. Тот едет на заказ, отчитывается, что взял клиента и довез его. Для нашего такси была написана специальная программа, в которой видно выполнение каждого заказа, фиксируется время его поступления и сдачи водителю, также указывается, кто принимал заказ, кто вел машину, пункт назначения, стоимость, телефон заказчика. Соврать и сказать, что заказ отменен, водитель тоже не может, потому что это должен делать клиент. Даже если таксист дает информацию об отмене поездки, то оператор отзванивается заказчику и интересуется, так ли в действительности обстоит дело.  

По ходу беседы собеседник оговаривается: «Возможно, не во всех службах налажен контроль над водительским составом»…

Если вспомнить то, что Юлия села в машину к убийце после предварительного звонка диспетчеру, то получается, что лазейки все-таки есть. Тем более что смерть молодой невесты – не единственная на совести таксиста. В мае 2007 года он также через диспетчера приехал на вызов в один из петрозаводских баров, откуда молодая женщина хотела уехать домой. Когда пассажирка села в машину, между ней и водителем разгорелась ссора. Как впоследствии уверял бывший таксист в суде, она вела себя слишком «нагло» и «буйно», лезла в бардачок и шумела. Итог «неадекватного» поведения – 27 ножевых ранений на теле молодой женщины. Убийца отвез труп за город на свалку в лесном массиве и прикрыл тело железным листом.

Фабула – словно из жестокого триллера. Причем многосерийного. На моей журналистской памяти это не единственное уголовное дело с участием водителя такси. Несколько лет назад в Петрозаводске судили другого таксиста, который зверски убивал женщин – своих пассажирок.

Уголовная практика жестко твердит: уверенности в том, что, сев в такси, ты доедешь до места назначения, быть не может. Главная проблема, как объясняют знающие люди, кроется в том, что деятельность служб такси, коих в Петрозаводске предостаточно, никем не регулируется и не отслеживается.

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусматривает  лицензирование деятельность служб такси. Как рассказывают в ГИБДД, в Петрозаводске существуют диспетчерские службы, которые информируют заинтересованных водителей о наличии желающих совершить поездку из пункта А в пункт В, однако на балансе таких служб автомобили чаще всего не числятся. Сами водители несут ответственность только за нарушение ПДД на общих основаниях по административному кодексу.

Из всех надзорных органов серьезно такси занимается лишь Транспортная инспекция, однако она проводит чисто технический предрейсовый осмотр, который разве что может выявить проблемы под капотом машины, а не в голове у водителя. Получается, что все тяготы ответственности за жизнь клиентов возложены на плечи коммерческих фирм – различных служб такси. А в коммерции, понятно, самая приоритетная задача – это получение прибыли.

Раньше службы такси активно сотрудничали между собой и составляли своеобразный «чёрный список» водителей. Как утверждают, таксистов-перебежчиков, которые, что-то натворив, стремятся быстро изменить место работы, достаточно. Этот список  какое-то время дисциплинировал водителей, но затем по неведомой причине отслеживанием кадров перестали заниматься.

Единственная мера, да и то применяемая лишь в некоторых фирмах – это пластиковые карточки, которые заполняются в службе такси и затем вывешиваются с внутренней стороны лобового стекла. На ней прикрепляется фотография и указывается фамилия, имя, отчество водителя, его водительский стаж, категория, машина, номер удостоверения. То, что клиент сразу же видит данные таксиста, очень дисциплинирует, как уверяют в службах такси. Однако это нововведение может скорее помочь в бытовых конфликтах вроде обыкновенного хамства водителя.

– Сейчас требования, которые выдвигает наша организация к водителям при устройстве на работу,– это наличие водительского стажа более трех лет, непросроченные права и медсправка, – рассказывает руководитель одной из городских служб такси. – Не всегда по внешнему виду человека можно предугадать, что он склонен к совершению  правонарушений. Наверное, имеет смысл проводить какие-либо психологические тесты при трудоустройстве. Мы уже думали об этом. Но сами водители на подобные нововведения реагируют болезненно. Они просто не понимают, зачем это надо: если человек знает, что у него все хорошо, он считает это ненужным.  Для того чтобы начать проводить психологические тесты, необходим опытный психолог, который будет проводить глобальную работу, потому что если это будет делать отдел кадров – толку будет мало…

Каждый из нас, порывшись в своей памяти, наверняка вспомнит хоть один неприятный эпизод из личного опыта поездок на такси. Мне встречались и грубые таксисты, и пьяные, и просто подозрительные. Шутника, который поинтересовался, не страшно ли мне ехать с ним ночью, лично я без разговоров выгнала бы из-за руля, направила бы к психиатру и навсегда запретила бы ему работать с людьми. Но я – не владелец такси, не сотрудник милиции и не врач. Таких полномочий у меня нет. Единственное, что я могу, – не ездить на такси в темное время суток. Или ездить и бояться.

Анастасия АНДРЕЕВА,
«МК» в Карелии»
 

Комментарии

тамтамчик
2010-11-27 13:28:00
Да таксисты дождуться будет как в США 1 компания и автомобили жёлтые будут с перегородками - вопрос в том когда это случиться - кто нить у кого денег много организуют такую организацию и закон пролоббируют и всё..кто то близкий едросам или из их числа...они имеют конституционное большинство и могут любой закон протащить и никто не вякнет...Причём они так это и делают как с налогом на бензин было - помните скандал - когда принимали законопроект, даже без его текста на столах у депутатов (
вика
2010-11-24 14:13:00
Кошмары на улицах ПТЗ... Я кстати часто езжу на такси... Странные конечно же попадаються... Но я думаю, что может через диспетчера безопасно... Просто с моей подругой случай произлшёл, она на такси ехала, таксист недалеко от её дома остановил резко машину, вышел и вытащил её с авто и прижал к дереву и хотел изнасиловать... Но она вырвалась... и домой дёру дала...
таксист
2010-11-24 11:44:00
почему-то вспомнили про преступления совершенные таксистом , но совершенно забыли про пострадавших за это же время водителях такси? таксисты как и пассажиры бывают разные! и поверьте количество неадекватных таксистов значительно меньше количества неадекватных пассажиров.
Анна
2010-11-22 00:15:00
Мой сын, студент, подрабатывал летом водителем такси. У него был стаж З года. А вот у его друзей, устроившихся в одну из служб такси, - даже полгода не было. И подобная практика везде.
Александр
2010-11-21 22:53:00
Однажды мы с подругой засиделись в баре.... Такие обычно под раздачу и попадают.
А
2010-11-20 17:33:00
Неактуальная тема. Много букоф - мало смысла. Настя, сиди дома, а не шляйся по кабакам. Тады все живы будут.
Александр
2010-11-13 18:34:00
Давно пора навести в этом болоте порядок.У нас в городе куда не плюнь попадёшь на таксиста.А газету (любую)открой там 50%вакансий в службу такси.Все *помойки* я имею ввиду авто собрали под свои знамёна.Порой не знаешь как в это ведро залезть.
Да уж
2010-11-12 15:11:00
Да, мне тоже часто приходится пользоваться услугами такси. Бывают неприятные водители, согласна. Возмутил как то водитель, который приехав на вызов плевался семечками на протяжении всей дороги....Было неприятно!!!
горожанка
2010-11-12 12:16:00
а меня страшно напрягает, когда водитель в моем присутствии отвечает на телефонные звонки или вообще в телевизор смотрит.
сторонний наблюдатель
2010-11-11 18:53:00
жуть, само попробуй так написать, а потом критикуй
Гость
Сегодня, 23 апреля 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.