Лесная отрасль Карелии при губернаторе-«леснике» оказалась в числе отстающих
Лесная отрасль Карелии при губернаторе-«леснике» оказалась в числе отстающих
Карельская экономика стояла на «деревянных ногах» едва ли не с момента образования в Советской России национальной автономии карелов. В эпоху «победившего социализма» каждая третья газета в СССР печаталась на бумаге Кондопожского ЦБК, а после распада Советского Союза приграничная республика стала одним из основных поставщиков лесного сырья для соседней Финляндии. Ориентация лесопромышленного комплекса на экспорт позволила региону вполне благополучно пережить дефолт 1998 года, и крупнейшие предприятия отрасли смогли не только заняться модернизацией производства, но и тратить солидные средства на строительство помпезных дворцов культуры и спорта и на покупку конкурирующих компаний за рубежом. Однако разразившийся в конце первого десятилетия «нулевых» мировой финансовый кризис, который усугубила затоваренность традиционных рынков лесной продукции, нанесли по лесопромышленному комплексу Карелии такой удар, от которого он еще долго не сможет оправиться.
Привыкшая за несколько лет к благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре лесная отрасль приграничного региона оказалась не готова к выживанию в новых условиях: в республике были вынуждены закрыться старейшие лесозаводы, а в начале этого года даже Сегежскому целлюлозно-бумажному комбинату пришлось останавливать производство. Но самое печальное, что ни карельские лесопромышленники, ни нынешнее руководство Карелии просто не знают, что делать дальше: лесопромышленный комплекс республики напоминает сегодня неповоротливую баржу, оставшуюся без буксира и компаса.
Много бумаги, мало мебели?
В начале этого года в лесной отрасли республики фактически произошел обвал. Как свидетельствуют данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики, индекс промышленного производства в обработке древесины и выпуске изделий из дерева составил всего 61,8% к уровню января 2011 года, а к уровню декабря 2011 года – 64,1%. Индекс промышленного производства в выпуске целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них снизился до 84,5% к аналогичному прошлогоднему уровню и до 98,8% – к показателям декабря 2011 года.
Результаты февраля оказались ненамного лучше. Так, индекс промышленного производства в обработке древесины и выпуске изделий из дерева составил только 73,4% к уровню февраля 2011 года, а в выпуске целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них – 95,4% к соответствующему прошлогоднему уровню.
Плачевное положение дел в одной из базовых отраслей региональной экономики не могли не признать даже правительственные оптимисты, прогнозы которых уже не первый год не совпадают с действительностью. Выступая 21 марта на заседании республиканского кабинета министров, заместитель руководителя Минэкономразвития Карелии Семен Мануйлов вынужден был констатировать производственный спад как в деревообрабатывающей, так и в целлюлозно-бумажной отраслях. Как считает замминистра, этот спад был во многом обусловлен неустойчивым финансовым положением холдинга «Инвестлеспром», которое привело даже к временной остановке Сегежского ЦБК. Но до анализа причин нынешнего состояния лесопромышленного комплекса Карелии правительственный чиновник так и не дошел, заметив лишь, что в республике выпускается более миллиона тонн бумаги, а спрос на нее в мире падает. По мнению Семена Мануйлова, карельским властям необходимо выработать стратегию развития ЛПК и увеличить производство мебели и строительных материалов из древесины. На этом, собственно, разговор о проблемах лесопромышленного комплекса и закончился, а о том, насколько озабочены в правительстве Карелии ситуацией в экономике и в одной из ее базовых отраслей, весьма красноречиво говорит тот факт, что вице-губернатор Валентин Лунцевич, отвечающий в команде главы региона Андрея Нелидова за экономические вопросы, на заседании вообще отсутствовал, отправившись... в отпуск.
Лидер по долгам
О кризисе в лесном секторе Карелии свидетельствует и огромная задолженность региона по платежам за использование лесов. По этому показателю республика оказалась одним из лидеров Северо-Западного федерального округа. Согласно данным Рослесхоза, к началу февраля нынешнего года долги арендаторов карельского лесфонда составили 376 миллионов рублей. Хуже обстоят дела только в Ленинградской области, где задолженность по лесным платежам превышает 440 миллионов. На «третьем» месте по долгам лесопользователей – Архангельская область, где бюджет недосчитался 346 миллионов рублей. В целом сумма задолженности за использование лесов на Северо-Западе России оценивается почти в 1 миллиард 650 миллионов рублей.
Такие цифры были названы на видеоконференции в Федеральном агентстве лесного хозяйства, где обсуждалось поступление платежей за использование лесов в бюджетную систему РФ. Как заявил в ходе совещания заместитель главы Рослесхоза Анатолий Булдаков, имена самых крупных арендаторов-должников необходимо предавать огласке, а со злостными неплательщиками – расторгать договора аренды.
К слову сказать, несколько карельских компаний вошли в список крупнейших арендаторов-неплательщиков страны, составленный Федеральным агентством лесного хозяйства. В их числе – ЗАО «Запкареллес» (задолженность – 23,1 миллиона рублей), ОАО «Сегежский ЦБК» (11,8 миллиона рублей) и ООО «Н-Инвест» (10,7 миллиона рублей).
Недовольны в правительстве РФ и подготовкой Карелии к лесным пожарам. Выступая 22 марта на селекторном совещании по вопросам подготовки регионов к пожароопасному сезону, первый вице-премьер страны Виктор Зубков заметил, что отдельные регионы так и не научились делать выводы из уроков 2011 года. «Архангельская область в прошлом году горела по всем швам и сейчас, судя по справке, в числе отстающих. С Карелией ситуация мне не понятна. Там губернатор сам лесник, а республика по всем справкам проходит как отстающая. Ну, куда это годится?!» – возмутился первый вице-премьер РФ.
Виктор Зубков пообещал поднять вопрос о «персональной ответственности» губернаторов за подготовку к пожароопасному сезону. По словам первого вице-премьера, метеорологический прогноз не обещает легкого лета.
Как сообщил на совещании глава Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков, из-за бездействия регионального руководства две республики – Ингушетия и Карелия – до сих пор не отправили в Рослесхоз ни одной заявки на лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Кроме того, Карелия оказалась в числе тех субъектов федерации, где сводные планы тушения лесных пожаров подготовлены с низким качеством. Похоже, некогда один из самых передовых лесных регионов страны при губернаторе-«леснике» окончательно утратил прежние позиции и теперь «гремит» на всю Россию лишь громкими коррупционными скандалами – такими, как недавний арест генерального директора холдинговой компании «Кареллеспром», контрольный пакет акций которой находится в распоряжении республиканского правительства.
«МК» в Карелии»
Комментарии