Петрозаводчан вновь проверят на терпение и сообразительность.
Петрозаводчан вновь проверят на терпение и сообразительность.
Свежие новости от карельских коммунальщиков, откровенно говоря, способны вызвать приступ гнева даже у спокойных и уравновешенных людей. Постоянные изменения в порядке расчета по ЖКУ давно запутали горожан, многие из которых бессильны разобраться в ребусах жилищно-коммунального сектора. Но впереди еще более сложные времена. Помимо непростого процесса освоения единых квитанций петрозаводчанам придется столкнуться с необходимостью дополнительно платить за «счастье» перевести деньги за коммунальные услуги. Как сообщил генеральный директор ООО «Комплексный расчетный центр» (КРЦ) Вадим Саблин, с 1 июля за перечисление платы за услуги горячего и холодного водоснабжения, а также отопления петрозаводчанам придется дополнительно оплачивать комиссионный сбор, который раньше «сидел» в тарифе. Для начала попытаемся разобраться, почему вдруг в середине года коммунальщики вспомнили, что комиссионный сбор исчез из тарифа?
Кто изъял комиссию?
По версии Вадима Саблина, вопросом о том, заложен или нет комиссионный сбор в тариф, в КРЦ начали интересоваться еще в начале 2011 года. Был даже направлен соответствующий запрос в карельский госкомитет по ценам и тарифам. По словам директора КРЦ, ведомство, которым руководит Артур Мяки, разъяснило, что в действующих тарифах расходов на оплату услуг банков не заложено. В этой ситуации у предприятия оставался единственный выход – переложить все на население.
Данное объяснение вызывает многочисленные вопросы. Если комиссионный сбор исключили из тарифа официально, то этот шаг должен был привести, как минимум, к снижению тарифа. Вы об этом слышали? Лично я нет. В КРЦ ссылаются на разъяснение госкомитета по ценам и тарифам. Но остается вопрос, насколько оно легитимно. Может быть, в госкомитете искренне заблуждаются?
Другой не менее любопытный момент. В единой квитанции, которую петрозаводчанам рассылает КРЦ, помимо коммунальных услуг есть и жилищные. Самое парадоксальное, что в жилищных услугах уже «сидят» расходы за услуги финансово-кредитных организаций, занимающихся перечислением денег. Другими словами, мы фактически, пусть частично, уже заплатили банку за перечисление средств: ведь речь идет об одной квитанции, когда вся сумма поступает в КРЦ. С 1 июля за это с нас хотят взять дополнительную плату. К тому же, если банки будут брать процент с одной суммы, то комиссию за жилищные услуги мы заплатим дважды.
На фоне тарифов за водоснабжение и отопление подозрительно странно выглядит ситуация с электроэнергией. Если было принято решение исключить комиссионный сбор из тарифов, то почему тогда за электроэнергию, которая тоже является коммунальной услугой, не нужно дополнительно платить комиссионный сбор? Правда, по словам заместителя начальника отдела ООО «Энергокомфорт». Карелия» Александра Романко, с 2012 года за электроэнергию нам тоже придется самим платить комиссию банкам. Но, согласитесь, трудно отделаться от ощущения, что решение об исключении комиссионного сбора из тарифа принимается спонтанно, на основе внутренней позиции ресурсоснабжающей организации, словно постоянно размышляющей, как бы побольше «срубить» с граждан денег. Ведь никто внятно не объяснил, почему за одну коммунальную услугу платить комиссию нужно, а за другую нет. Петрозаводчане уже пережили шок, когда им выставлялись огромные счета за перерасход воды, которой они и не думали пользоваться. Но аппетиты коммунальщиков, кажется, растут в геометрической прогрессии.
Вся надежда на ТСЖ и Интернет
Теперь о том, во что нам это все выльется и как сэкономить. До сих пор, рассказал Саблин, не ясна позиция Сбербанка, который обычно за перечисление денег берет 3 процента от общей суммы, но не менее 30 рублей. Сейчас при оплате через терминалы комиссия составляет 2 процента, а по Интернету – 1 процент. Пока неповоротливый Сбербанк держится за 3 процента, почта предлагает перечислить деньги за 1,5 процента комиссионных, а, к примеру, Россельхозбанк довольствуется 1 процентом. Возможно, появятся и другие интересные предложения. Избежать уплаты комиссионных сборов можно, обратившись в кассы ПКС (Петрозаводские коммунальные системы), КРЦ и ООО «Энергокомфорт». Карелия». Но так как у этих организаций точек по сбору денег немного, можно представить, какие туда выстроятся очереди. Хотя в последнее время и в отделениях Сбербанка оперативно оплатить платежи не получается. В любом случае, для граждан, вынужденных на всем экономить, очередное нововведение обернется материальными или временными потерями. Саблин обещает, что КРЦ собирается ввести новую услугу, когда по Интернету можно будет без всяких комиссий перечислить деньги за жилищно-коммунальные услуги. Но это в будущем. А пока нужно готовиться к очередям и дополнительным расходам.
Повезло разве что гражданам, которые живут в домах, где образованы ТСЖ. У товариществ собственников жилья заключены договоры со Сбербанком, и комиссионный сбор уже включен в тариф. Как правило, тарифы за жилищные услуги в домах, где есть ТСЖ, более щадящие, чем предлагают управляющие организации. Недаром ТСЖ считается самой прогрессивной формой управления. Как минимум, она позволяет серьезно экономить деньги.
Ошибочка вышла
Вадим Саблин предупредил, что Петрозаводск постепенно переходит на единую квитанцию, так что горожанам нужно забыть о расчетных книжках за воду, а просто вписывать показания счетчиков в квитанцию нового образца. Дескать, теперь всем наготово рассчитают сумму, которую необходимо оплатить. При этом, сказал директор КРЦ, некоторые петрозаводчане, имеющие индивидуальные приборы учета, долгое время неправильно платили за горячую воду, и теперь к ним могут прийти счета с шокирующей суммой в 8-10 тысяч рублей. Почему людей нельзя было своевременно предупредить? По словам Саблина, у предприятия не хватает сил, чтобы вовремя выявить все ошибки.
Единая квитанция – это отдельная песня.
Одна из сотрудниц нашей газеты в полном недоумении принесла в редакцию новый продукт КРЦ. Целый день мы пытались разобраться, каких действий добивается от плательщиков Комплексный расчетный центр. Увы, коллективный мозговой штурм результатов не дал. Только после разъяснений Саблина стало понятно, что, оказывается, в единой квитанции просят больше не платить за водоснабжение по расчетным книжкам.
Еще одной шарадой стало для нас указанное в квитанции предупреждение: «ВВОД текущих показаний счетчиков ОБЯЗАТЕЛЕН». Для того чтобы найти то заветное место, куда следует ввести показания, потребовалась лупа. Я не шучу. Едва заметная глазу таинственная аббревиатура «хвс1», как выяснилось позднее, означает холодное водоснабжение, и рядом с ней есть место для внесения показаний. Не знаю, на кого рассчитана подобная квитанция, но разобраться в ней с первого раза нормальному человеку, не работающему в жилищно-коммунальной сфере, очень непросто. О пожилых людях мы вообще молчим. Недаром в последнее время дозвониться до КРЦ – редкая удача, а возле абонентских пунктов дежурят толпы ничего не понимающих петрозаводчан, многие из которых даже не пытаются сдержать слезы.
Если добавить, что с мая карельское министерство здравоохранения и социального развития перешло на новую – авансовую – систему предоставления компенсации за оплату ЖКУ, то можно понять состояние пожилых людей, окончательно запутавшихся в бесконечных изменениях.
Под грифом секретно
В последнее время чиновники и депутаты все чаще во время публичных выступлений говорят о необходимости сделать тарифы прозрачными и понятными для граждан. Однако то, что сегодня происходит с тарифами, свидетельствует как раз об обратном. Люди окончательно запутались в вопросе, за что, почему и сколько они должны платить. На этой благодатной почве то одна, то другая организация жилищно-коммунального хозяйства пытается сорвать свой куш, обложив граждан дополнительными поборами. Весьма показательна ситуация с тарифами на обслуживание лифтов. Раньше в тарифе на обслуживание лифтов «сидела» плата за электроэнергию, без которой, как известно, двигаться это чудо техники не в состоянии. Параллельно с жильцов домов собирают дополнительные деньги за внутреннее освещение подъездов и потребление электроэнергии для общедомовых нужд, в том числе и за работу лифтов. В большинстве петрозаводских домов нет общедомовых счетчиков на электроэнергию, так что ООО «Энергокомфорт». Карелия» выставляет плату, исходя из норматива 7 кВтч в месяц на человека. Не так давно было запрещено включать в тариф на обслуживание лифта электроэнергию, так как получалось, что гражданин дважды ее оплачивал. Если верить Александру Романко, сейчас с лифтовых компаний деньги за электроэнергию не взимаются. Тогда возникает закономерный вопрос, а почему не был снижен тариф на обслуживание лифтов, если оттуда исчезли расходы на электричество?
И подобными вопросами можно задаваться до бесконечности. Вот только внятные ответы найти чрезвычайно сложно. Тарифы продолжают оставаться темой под грифом «секретно», а власть не горит желанием заняться настоящим, а не мнимым их регулированием. Излюбленный ответ состоит в том, что граждане сами должны контролировать, сколько и за что они платят. Бесперспективность подобного совета очевидна: простому гражданину никогда не справиться с организацией жилищно-коммунального хозяйства, защищенной от неприятных вопросов талантами профессиональных юристов.
Антонина Кябелева,
«МК» в Карелии».
Комментарии