Почему карельские дороги ведут в СИЗО, а не туда, куда нужно.
Почему карельские дороги ведут в СИЗО, а не туда, куда нужно.
Обещания чиновников приступить в ближайшие дни к ямочному ремонту дорог прозвучали очень вовремя. Еще чуть-чуть - и народ, кажется, готов был бы митинговать. На прошлой неделе в два часа ночи мне в истерике звонила подруга, оставшаяся без колес на Октябрьском проспекте: "Когда эти козлы хоть что-нибудь начнут делать!" Посочувствовав и отправив свою половину на помощь, через два дня я оказалась сама в той же ситуации.
Притаившаяся в темноте на Гоголевском мосту колдобина, кажется, специально поджидала именно меня. Провожая тоскливым взглядом бесконечную вереницу более удачливых водителей и проклиная все на свете, я набирала свою половину (не самой же орудовать домкратом и запаской!), но мобильный на том конце упрямо вещал, что абонент находится "вне зоны доступа". Таксиста, который проезжал мимо и остановился помочь, я готова была расцеловать. А про себя, пока он менял колесо, решила, что обязательно напишу и о дорогах, и о колесах, и о том, что про все это думаю…
Кого винить - вопрос для рядового автомобилиста не принципиальный. Ему по большому счету все равно, по чьей вине дороги в карельской столице находятся в столь плачевном состоянии. Однако каждый год тысячи петрозаводских автовладельцев платят транспортный налог. В совокупности это огромные деньги - несколько сот миллионов рублей. И, с этой точки зрения, каждый вправе задаться вопросом: куда расходуются эти огромные средства?
Здесь-то и выясняется, что из "транспортных" денег карельской столице ничего не остается - вопреки логике и здравому смыслу налог полностью идет в республиканский бюджет. Это всего лишь одна из иллюстраций того, как вообще делятся налоговые доходы между городом и республикой.
Общая же картина такова: за 3 года собираемость налогов на территории города увеличилась в 1,6 раза - с 3,5 млрд. до 5,6 млрд. рублей в год. При этом доля средств, которые республика забирает себе, выросла с 35 до 53 процентов. А столице, несмотря ни на что, из года в год остается примерно одна и та же сумма - около 1 млрд. рублей. На все про все, включая содержание школ, больниц и зарплаты бюджетникам.
Как будто нет инфляции, не растут цены и, соответственно, затраты казны.
Какие-то деньги на ремонт дорог в городской бюджет все-таки закладываются, но хватает их разве что на ямочный ремонт. Понятное дело, это как мертвому припарка. Столичным магистралям давно необходима серьезная реконструкция и минимум 200 миллионов рублей в год. Критичность ситуации с дорогами была впервые осознана в прошлом году, когда к решению проблемы подключились федеральные власти. Первые деньги пришли летом и осенью, перед думским выборами. Пожалуй, самый заметный проект, который начался на эти деньги, - масштабная реконструкция дороги между Кукковкой и Древлянкой.
Дабы не ударить лицом в грязь, свою лепту внесла и республика, объявив, что выделяет на ремонт городских дорог 100 миллионов рублей. Но…
С республиканскими деньгами городу наготово дали и тех, кто эти деньги должен был освоить. В списке счастливчиков, которым повезло прошлым летом с подрядами, в частности, фирма, к которой причастен Момотов-младший, сын министра строительства республики, пересевший, кстати, после столь выгодного заказа на очень хорошую большую машину.
Сам по себе этот факт, конечно, ничего криминального не таит. Мало ли кто кому приходится родственником и мало ли кому достаются многомиллионные подряды. Но вот насчет качества работ делать выводы пока очень рано, хоть дороги и приняты на бумаге.
Как строятся у нас дороги, мы знаем. Прошлой осенью нам в редакцию звонили возмущенные читатели, на глазах у которых грузовики разгружали асфальт прямо в большую лужу, и это месиво тут же раскатывалось катком, даже без намека на песок или какую-то щебеночную подушку. А еще мы помним, что осенью, когда зарядили дожди, работы не прекращались ни на минуту, и водители, глядя на этот аврал, уже тогда гадали: долго ли продержатся такие "дороги"?
"Дорожная" тема в Карелии вечно пахнет скандалом. С того самого момента, как были вскрыты многомиллионные махинации в Дорожном комитете, замешенные на взятках и липовых подрядах, большие дяди в правительстве могут сколько угодно потрясать кулаками и ругать муниципалитеты за безобразное состояние дорог - слушать противно, потому как доподлинно известно, что деньги, которые собираются с рядовых автовладельцев, стали кормушкой для избранных. На них строятся шикарные загородные базы, как в Инжунаволоке, на них покупаются дорогие иномарки для членов правительства, их просто нагло "приходуют", целыми миллионами.
Вся бывшая "верхушка" дорожной отрасли сидит: кто-то уже получил срок, кто-то дожидается обвинения и приговора суда. А нам остается только гадать: почему дороги у нас стоят столько же, сколько в Финляндии, но держатся гораздо меньше. И сколько прибыли может принести какому-нибудь подрядчику невидимая глазу экономия на щебне или на толщине асфальтового слоя.
Есть еще одна причина, по которой в республике, кажется, никогда не будет нормальных дорог. Республиканская власть готова вкладывать десятки бюджетных миллионов в строительство рынков, как в Кондопоге, или в гипермаркеты, как в случае с "Сигмой", но муниципальные дороги так и остаются в роли "бедных родственников".
Был ли кто из вас на новом кондопожском рынке? Мне посчастливилось несколько раз. И каждый раз я задавалась одним и тем же вопросом: стоило ли на это тратить миллионы? Безжизненные полупустые прилавки, считанные покупатели. При всем желании центром торговли это назвать сложно. И это преподносится как достижение! К чему была показуха с его открытием? Кому и что хотели доказать первые лица республики? Что национальных проблем у нас больше нет?
Еще можно вспомнить пока не построенный Ледовый дворец, который должен появиться, такое ощущение, в пику Кондопоге - мол, мы здесь, в столице, не хуже. Одних только этих примеров достаточно, чтоб понять: у правительственных функционеров всегда найдутся более важные приоритеты, чем нормальный человеческий асфальт под ногами и колесами, как в уже упомянутой Финляндии.
Забирая львиную долю доходов, республика привыкла перекладывать ответственность "на места". Удобно, что ни говори. Можно долго оставаться в белых перчатках, сваливая все грехи на муниципалитеты. Ведь беды рядовых людей (а дороги как раз из этого разряда) происходят не в отвлеченной республике, не где-то там, в здании на Ленина,19, а как раз "на местах", и позлорадствовать в сторону какого-нибудь мэра, который к людям ближе, - гораздо проще, чем решать проблему.
В Петрозаводске плохо автомобилистам? Съездите за пределы столицы, прокатитесь по Пудожу, Пряже или Олонцу, и вы поймете, что такое действительно плохие дороги. В Карелии до сих пор есть места, где дорог толком вообще нет, но там тоже исправно собирается транспортный налог. Республика ставит себя над ситуацией, словно не понимая до конца, что и Олонец, и Пряжа, не говоря уже о Петрозаводске, - это тоже республика, и всем нам - обладателям министерских портфелей, местным чиновникам и рядовым гражданам - здесь жить и работать. И всем нам ездить по одним и тем же дорогам. Чужие машины не жалко - пожалели бы свои.
Алина МОСКОВАЯ.
Комментарии