12:00, 27 Февраля 2008
Квартирная война

В битве за милицейские «метры» могут пострадать большие авторитеты.

В битве за милицейские «метры» могут пострадать большие авторитеты.

Земельно-квартирный скандал между карельским МВД и известной стройфирмой «Сана» продолжает набирать обороты, вовлекая в водоворот событий все новых действующих лиц. Карельскому «МК» стали известны подробности, которые в дальнейшем могут потопить не один авторитет, в том числе из состава правоохранительной «верхушки».

Ограниченная «конкуренция»
Напомним, несколько лет назад МВД передало строительной фирме «Сана» почти 34 тысячи квадратных метров земли в Петрозаводске в районе улицы «Правды». Этот участок был выделен милиции в бессрочное пользование мэрией Петрозаводска для строительства жилья. «Сана» возвела на нем шесть 5-14-этажных домов – жилой комплекс «Заречье». Однако милиции достались жалкие крохи – всего 6 квартир общей площадью 431 квадратный метр.
Внимание на этот факт руководство карельского МВД обратило только сейчас, после прихода нового министра. Нынешний глава МВД Игорь Алешин на пресс-конференции публично пообещал журналистам разобраться, почему так получилось и какую роль во всем этом сыграло прежнее министерское начальство.

Следствие по этому факту идет полным ходом. Что выясняется? 5 ноября 2001 года конкурсная комиссия МВД под председательством бывшего заместителя министра – начальника тыла Александра Сафронова провела закрытый конкурс в поисках более выгодного подрядчика для строительства квартир. Если верить протоколу, конкурсной комиссией рассмотрены предложения от 12 претендентов: ОАО «Петрозаводскстрой», ООО «Карелстроймеханизация», ООО «Велстрой», ООО «Нордстрой», ООО СП «КДК», АО «КПД», ЗАО «ВЕК», ООО «Инжтехстрой», АО «СУ-7», ООО «СП-1», УКС г.Петрозаводска и упомянутого АОЗТ «Сана». Победителем стала «Сана», которая, как отмечено в протоколе, предложила наиболее низкую стоимость квадратного метра.

Самое интересное выяснилось позже: указанные фирмы, согласно полученным от их руководителей объяснениям и официальным ответам, никакого участия в конкурсе не принимали и считают, что их фирмы были названы в конкурсных документах «для вида». Именно поэтому 19 декабря прошлого года следователь по особо важным делам следственного управления МВД Мирослава Красовская возбудила уголовное дело по статье 178 ч.2 Уголовного Кодекса России: «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции группой лиц по предварительному сговору». Причем журналистам недвусмысленно дали понять, что в дальнейшем квалификация может смениться на куда более серьезную.

Договорились...
На основании подложного протокола о якобы проведенном закрытом конкурсе бывший замминистра Александр Сафронов и директор «Саны» Анатолий Шмаеник 27 декабря 2001 года заключили договор долевого участия в строительстве. Поскольку в нем почему-то не было указано количество причитающихся МВД квадратных метров жилья, требовалось заключение дополнительных соглашений, которые Сафронов и Шмаеник, опять таки непонятно почему, подписали почти через год.

Согласно внесенным изменениям, МВД передало в полном объеме права заказчика-застройщика жилого комплекса «Сане», включая передачу земельного участка. Проекты этого и последующих договоров и изменений к ним привезли наготово из «Саны». Ответственные службы министерства эти документы в глаза не видели. Выходит, составлялись документы в «Сане», а Сафронов их лишь подписывал?

В нарушение федерального законодательства и ведомственных требований зам по тылу Сафронов не только подписал указанный договор с «Саной», но и скрыл этот факт от сотрудников отдела правового обеспечения МВД. Иными словами, договор не прошел правовую, экономическую экспертизу. Да и мог ли пройти, если был он заключен на невыгодных для милицейского ведомства условиях?

На милицейской земле «Сана» построила шесть 100-квартирных домов. И только 6 квартир, повторимся, достались по договору милиционерам-очередникам. Достаточно просто сравнить рыночную стоимость отданной частникам земли и стоимость квартир, которыми «Сана» «расплатилась» с МВД, чтобы почувствовать: на этой разнице можно было хорошо погреть руки.

Случайно или нет, незадолго до того, как между «Саной» и МВД была заключена сделка, на свет появился еще один договор, не такой заметный, можно сказать – частный. Это договор купли-продажи блок-секции коттеджа по ул.М.Слободской, 39 (рядом с Пенсионным фондом) площадью 155,9 кв.м. Покупатель – супруги Александр и Светлана Сафроновы, продавец – знакомый нам директор «Саны» Анатолий Шмаеник. Договор датирован 5 сентября 2002 года.

Сейчас Анатолий Шмаеник утверждает, что Сафронов деньги за квартиру внес. То есть, если верить директору «Саны», расплатился, и подозрения, что это взятка, здесь неуместны. Этот вопрос сейчас проверяется следствием – согласитесь, ситуация оставляет простор для воображения.

Александр Сафронов уже давно не работает в МВД. Сейчас он возглавляет «Петрозаводские коммунальные системы». Однако, несмотря на снятые погоны, выйти сухим из воды ему вряд ли удастся. По имеющейся у нас информации, в его действиях на посту замминистра усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного все той же ч.2 ст.178 УК РФ. Правда, решать вопрос о возбуждении уголовного дела против сотрудника МВД, даже бывшего, может только прокуратура.

Вымогательства не было
Реакция директора «Саны» Анатолия Шмаеника уже известна: он обжаловал решение городского суда о проведении обысков у него дома, мотивировав это тем, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по 178-й статье – шесть лет. Как считает Шмаеник, все сроки истекли, возбуждение дела и, как следствие, обыск, незаконны.
Однако судебная коллегия Верховного суда в составе председательствующего Геннадия Савастьянова, судей Натальи Гуляевой и Сергея Кибизова оставила кассационную жалобу Шмаеника без удовлетворения, а постановление горсуда об обыске – без изменений (указав, что срок давности истекает лишь в декабре 2008 года).

Следующий шаг Анатолия Шмаеника был похож на лобовую атаку. 17 января в следственном управлении следственного комитета при прокуратуре РФ по Карелии было зарегистрировано заявление Шмаеника о том, что сотрудники МВД будто бы незаконно вымогали у фирмы «Сана» 2000 кв.м жилой площади и 11 миллионов рублей так называемой «спонсорской помощи» на ремонт здания министерства. К заявлению директор «Саны» приложил аудиозапись его разговора с заместителем министра – начальником тыла МВД Сергеем Шкулепой.

Однако 15 февраля старший следователь следственного управления прокуратуры Валерий Бакун отказал Шмаенику в возбуждении уголовного дела против Шкулепы.
– Доказательств того, что С.Шкулепой «были высказаны угрозы, указанные в ст.163 УК РФ (вымогательство. – Авт.), не получено, одно лишь заявление А.Шмаеника не может быть достаточным основанием для возбуждения уголовного дела, – говорится в прокурорском постановлении. – В представленных А.Шмаеником записях встречи с С.Шкулепой… нет достаточных сведений в подтверждение наличия состава преступления…».

Не усмотрел В.Бакун в действиях замминистра по тылу и превышения должностных полномочий.
– Мы знали, что Шмаеник записывает все разговоры с ним наших сотрудников, – говорит министр внутренних дел Игорь Алешин. – Пусть и дальше продолжает это делать, если ему так хочется. Что касается Шкулепы, то он выполнял свои прямые обязанности моего заместителя по тылу. МВД хочет получить то, на что, мы считаем, имеет полное право. Нашу правоту, кстати, подтвердили ревизоры КРУ. И отступать я не намерен.
По словам генерала, он не изменит и своего решения подать гражданский иск к «Сане» о возмещении ущерба: юристы МВД сейчас прорабатывают этот вопрос. Кто прав, подчеркнул Игорь Алешин, решать суду, а не Шмаенику.

Кто рассудит милицию с «Саной»?

По информации и.о.начальника СУ при МВД Виктора Соснина, сейчас это уголовное дело изучает Генеральная прокуратура России, куда оно направлено прокурором республики Олегом Дупаком. Генпрокуратуре предстоит решить, будут его рассматривать прокурорские следователи Москвы либо Санкт-Петербурга. (Им предстоит установить, есть ли в действиях Сафронова должностное преступление). Этого, с целью объективности расследования, и добивается МВД.

Почему же расследовать дело не доверено прокурорским следователям республики?
Дело в том, что у МВД Карелии… имеются веские сомнения в объективности следственного управления прокуратуры. В МВД уже есть письменный запрос из этого ведомства, в котором содержится странное требование «принять меры по устранению нарушений федерального законодательства», поскольку, по мнению прокурорского работника, «сроки давности привлечения к уголовной ответственности по 178-й статье истекли 5 декабря 2007 года». (Повторимся, что Верховный суд Карелии пришел к другому выводу).

Кроме того, начальник следственного управления СК при прокуратуре РФ по Карелии Петр Клемешов направил руководителям всех межрайонных следственных отделов по республике письменное указание. В нем просит подчиненных «организовать встречи с руководителями крупнейших коммерческих фирм, предприятий и организаций, в ходе которых выяснить: не оказывалось ли со стороны сотрудников МВД по РК давления на фирму, предприятие, организацию с целью передачи МВД части их прибыли».

Все это очень смахивает на целенаправленную акцию, цель которой – найти «компромат» на МВД. В чем же дело? Почему ведомство, которое, по идее, должно помогать милиции в нелегкой борьбе за торжество закона, ведет себя таким странным образом?

Здесь самое время сказать, что живем мы в мире, где все тесно переплетено. В кого ни ткни рангом повыше пальцем – окажется чей-нибудь кум, брат или сват. Так уж совпало, что Петр Клемешов – близкий родственник Александра Сафронова, сын которого женат на дочери Клемешова. А супруга Клемешова, в свою очередь, работает директором по развитию ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», руководителем которого, повторим, сейчас является Александр Сафронов. Такая вот получается «семейственность».

Сергей ЛЕОНИДОВ.


Фабрика «отказников»
Биография Александра Сафронова, которому, судя по всему, уготована роль одного из главных фигурантов нынешнего дела, не раз демонстрировала удивительный «иммунитет» этого человека к проблемам с законом.
Знающие люди помнят скандал конца 90-х с «милицейским» лесом, выделенным на «строительство, реконструкцию и улучшение материально-технической базы подразделений МВД». В 2003 году прокуратура РК возбудила дело по ч.1 ст.293 Уголовного Кодекса: халатность с причинением крупного ущерба. Расследование показало, что в период с 1999 по 2002 год должностные лица МВД РК и ГУ «Отдел капитального строительства тыла» МВД грубо нарушали порядок проведения конкурсов на выполнение работ для государственных нужд, что повлекло ущемление экономических интересов МВД.

В ходе расследования был установлен факт причинения имущественного ущерба со стороны афилированной республиканским МВД структуры – «МВД Стройлес» на сумму около 500 тысяч долларов. Было доказано, что замминистра по тылу Сафронов сыграл в этой истории не последнюю роль, однако уголовное дело было прекращено… за отсутствием состава преступления. Говорят, помогла «принципиальная позиция» Клемешова.

В нашем распоряжении имеются и другие факты, когда прокурорское следствие прекращало неоднозначные дела со стандартной формулировкой: за отсутствием состава преступления. Это, например, дело по факту преднамеренного банкротства ГУП РК «Карелавтодор», где мелькала фамилия бывшего министра госсобственности Сергея Денисова. Или дело по факту незаконного возмещения НДС на несколько сотен тысяч рублей из Федерального бюджета одной из ремонтно-строительных фирм. Сейчас оно приостановлено за неустановлением лица, подлежащего ответственности. Но в том-то вся и закавыка, что «лица», по мнению милицейского следствия, причастные к мошенничеству в особо крупном размере, прекрасно должны быть известны и найти их труда не составляет. Жена одного из двоих фигурантов – родственница высокопоставленного сотрудника следственного управления прокуратуры. Она же купила у дочери Клемешова квартиру по улице Машезерской, 30 «А», заплатив, по слухам, очень даже хорошую цену.
Впрочем, все это темы уже других публикаций.

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.