12:00, 02 Декабря 2013
Политический хоровод у елки

Бывший карельский журналист рассказал о том, что происходит в Киеве

Бывший карельский журналист рассказал о том, что происходит в Киеве

Уже несколько дней бунтующая украинская столица не сходит с российских телеэкранов. События в Киеве заслонили собой даже подготовку к сочинской Олимпиаде: обстановка в соседней стране, которую с Россией связывают не только исторические, но и родственные узы, накаляется с каждым днем.

«Вести Карелии» решили из первых уст узнать о том, что происходит сейчас в украинской столице, и связались с киевским журналистом Алексеем Зубовым, которого многие помнят в нашей республике, как ведущего новостей на телеканале «Ника+».  

 «Киев поднялся»

События в Киеве разворачиваются стремительно, и, похоже, то, что предшествовало Евромайдану теперь не так важно для их участников. Что вызвало обострение ситуации - захват киевской мэрии, атака на здание президентской администрации? Люди так отреагировали на разгон Евромайдана?

- Да, конечно. Надо сказать, что за неделю до этого, 24 ноября, тоже вышло много людей – от 40 до 100 тысяч по разным оценкам. И тогда это тоже называли «крупнейшей оппозиционной акцией протеста» после прихода к власти Януковича. Это произошло, когда стало понятно, что, скорее всего, Украина не подпишет соглашение об Ассоциации с ЕС 28 ноября в Вильнюсе. А Януковича в некотором смысле «терпели» последнее время только потому, что он как будто двигался в условном «европейском» направлении.

Характер той акции был иной, нежели 1 декабря. Она была менее радикальной. Хотя оппозиция заняла в Киеве две площади – Европейскую и Площадь Независимости (Майдан) - и заняла их несанкционировано, но никто не блокировал административные здания и не строил баррикады. И казалось, что протест как-то сходит на нет.

Но после того, как «Беркут» (аналог российского ОМОНа) жестко разогнал студенческий митинг на Майдане, ситуация радикально поменялась и радикализировалась. Лозунги вроде «Украина – это Европа» отошли на второй план, их почти не вспоминают. Основной сейчас звучит как «Банду геть!» , то есть «Банду долой!»



Жестокий разгон с кровавым избиением несопротивляющихся людей, всех подряд – это некий Рубикон. Надо понимать, что в Украине очень развита культура уличных публичных акций. Здесь нельзя кого-либо удивить пикетом или демонстрацией (обычно – немногочисленными). Могут быть легкие потасовки, этакая «толкучка», но все участники с той и другой стороны никогда не доводили дело до откровенного избиения, до крови.

Януковича «терпели», пока он не перешел эту черту. Воровство, «отжим» бизнеса, тотальная коррупция, мега-обогащение так назыаемой «семьи» (родни и приближенных Януковича)  – это как бы все понимали, всех это возмущало. Но тут стало очевидно, что если ничего не делать, то безобразие никогда не закончится – никого слушать уже не будут, будут просто бить. Поэтому можно сказать, не рискую упасть в пафос, что «Киев поднялся».

Никто, и я в том числе, не ожидал, что 1 декабря на почти стихийную, объявленную всего за сутки до этого, акцию выйдет столько людей. Я думаю, что реальная цифра – это полмиллиона. Не только киевляне. В Киев на Евромайдан как раз успели съехаться активисты из разных городов. Но в основном, конечно, жители столицы Украины. Причина проста: Янукович всех… надоел всем (скажем прилично)

«Альтернативная реальность»

Российские государственные телеканалы представляют тех, кто удерживает здание киевской мэрии и проводит акцию протеста у здания правительства Украины как участников массовых беспорядков. Ты был в самой гуще событий. Кто эти люди?

- Ключевое слово в этих рассуждениях «беспорядки». Люди, которых в них участвуют, конечно, не считают себя участниками «беспорядков». Если это «беспорядки», то возникает вопрос: что есть порядок?  Если «порядок», это когда «Беркут» избивает мирных людей, чтобы Янукович мог продолжать грабить страну, то нафиг такой порядок – примерно такова логика участников акций.

А люди там разные. Украинская общественно-политическая жизнь очень разнообразна: на Майдане есть активисты оппозиционных политических партий, разных общественных движений, правые радикалы вроде футбольных фанатов, либеральные «гражданские активисты» (это устойчивое словосочетание в украинском политическом словаре), просто граждане, которые не ассоциируют себя с каким-то движением, но следуют патриотическому украинскому мейнстриму.

Конечно, абсолютное большинство из тех 500 тысяч, что вышли на улицы 1 декабря,  не думали, не собирались и не будут что-то захватывать или, тем более, биться с «Беркутом», как это было у здания администрации президента. Но, надо понимать, что в отличие от 2004 года, «Оранжевой революции», настроения куда более радикальные. Тогда все было как-то «мирно». Сейчас накопилось много злости и раздражения.

И, кстати, еще по поводу освещения в центральных российских СМИ, особенно на ТВ, украинских событий. Здесь уже даже перестали по этому поводу нервничать, просто вяло констатируют: опять наврали.  Можно было бы упрекнуть российских журналистов в вопиющей некомпетентности, в неспособность разобраться хотя бы в первом приближении в ситуации, если бы за этим не виделась другая задача: показать все так, чтобы не дай Бог россияне не решили взять украинцев в пример, как можно решать проблемы со своей властью. Короче говоря, то, что показывают в Росэфире из Украины – это некая альтернативная реальность.



«Президент «надоел»

Есть ли хоть кто-то в Киеве, кто поддержал разгон Евромайдана? На кого может опираться украинский президент?

Тут два или даже три разных вопроса. Первый: есть ли люди, которые поддерживают разгон? Наверное, такие есть, но их не видно и не слышно, и это хорошо для них же, потому что, и я так тоже считаю, надо быть полным моральным уродом, чтобы поддерживать то, что сделал «Беркут» в ночь на 30 ноября.

Второй вопрос: есть ли те, кто поддерживает Януковича? Такие, наверное, в Киеве тоже есть и точно есть в восточной и южной частях Украины, хотя по всем соцопросам их колличество падало все эти годы, и сейчас, скажем, президентский рейтиг Януковича сравнялся с рейтингом вероятного кандидата на будущих выборах от оппозиции – Виталия Кличко. Правда, подчеркну, еще нет данных соцопросов после последних событий, а они как-то должны были повлиять на настроения. И вот, кстати, буквально сегодняшняя новость: в Донецке (а это вотчина Януковича, его опора!) отменили митинг в поддержку президента по той причине, что никто не пришел. Также ожидалось, что областные советы в восточных регионах сегодня утром примут некие обращения с поддержкой президента и просьбой ввести черезвычайное положением, а они принимают какие-то пустые бумажки, в которых еще и осуждают применение силы на Майдане. Так что я не очень понимаю, на кого сегодня может опереться Янукович.

И третий вопрос: есть  ли противники Евроинтеграции Украины или сторонники Таможенного Союза? Конечно, есть, и, я думаю, их не мало. Но, повторюсь, в последние дни эта тема ушла на очень задний план, сейчас решается вопрос, останется ли Янукович у власти.

Надо еще понимать, что политическая система Украины имеет много центров и даже внутри правящей партии. Эти центры ориентируются на местных олигархов, которые вкладывают деньги одновременно в разные политические силы. А весь крупный бизнес так или иначе намекает, что хорошо бы двигаться в сторону ЕС. И уж точно никто не хочет, чтобы его как-то ассоциировали с разгоном на Майдане. И, опять же, многие из олигархов видят в «семье Януковича» конкурента, укрепление которого нарушает сложившийся за предыдущие годы баланс сил. Так что и здесь, похоже, Янукович многим «надоел».

Предчувствие гражданской войны

Российские политологи не исключают того, что Янукович пойдет на применение силы. На твой взгляд, как будут развиваться события в этом случае?

Даже не хочу об этом думать, хотя само собой думается. Я провел ночь на Майдане с 1 на 2 декабря, снимал, все ждали разгона наподобие того, что уже был и, скажу честно, было страшновато. Не знаю, что будет. Вот кто ожидал, что на улицы выйдет 500 тысяч человек, когда побили (не до смерти, слава Богу) студентов? Никто. Что будет, если начнется стрельба? А будут ли силовики вообще стрелять? Скажем милиция (те же подразделения «Беркута») в западных областях уже отказались выполнять распоряжения МВД из Киева о разгоне акций в своих городах (Евромайданы проходят почти во всех областных центрах). Возможен вариант, когда Янукович отдает такой приказ, но никто ничего не делает. А может и делает, но что будет потом, сколько выйдут на улицы после этого? Надеюсь, что мы не узнаем ответ на этот вопрос.

Как русская община Украины видит будущее страны? Возможен ли вариант раскола государства или этот сценарий рисуют, в основном, российские политологи?

На счет русской общины вообще я сказать не могу: русская община, с которой я общаюсь, это несколько таких же как я «москалей», которые по той или иной причине оказались в Киеве, в основном – журналисты. И все либо сочувственно относятся к нынешнему Майдану (после избиения студентов) или откровенно поддерживают его. Не потому, что они перестали быть россиянами и болеть за свою страну, просто отсюда ситация выглядит сильно иначе, чем из России. Как – я постарался объяснить.  

Что до раскола страны – это опасность есть и как раз сейчас в очередной раз. Но вот, как я сказал выше, областные советы, например, где представители Партии Регионов (партии Януковича) почти все, не выступили сегодня с какими-то радикальными предложениями. То есть они не готовы пойти на откровенный конфликт с оппозиционным Киевом, куда-то там отделиться. Ну и вообще, мне кажется, в России преувеличивают центробежные тенденции в Украине. Если в том же Харькове молодежь выходит на митинги с лозунгами на украинском языке, в которых ключевые слова «Украина, нация, свобода», то лет через 5-10 эта тема точно останется только в головах политтехнологов.



«Януковичу не везет с хвойными»

И поясни, пожалуйста, что за елка на снимке, которую «захватили» ?

Это очень смешная история. Как в шутку написал один местный политолог «Украина станет первой в мире страной, где революция произошла из-за елки». Дело в том, что Януковичу как-то вообще не везет с хвойными. Началось все с венка, который упал на него во время возложения к Вечному огню.Потом была история, когда в предновогоднем интервью он секунд 10 вспоминал, как будет елка по-украински (ялынка) да так и не вспомнил. Кстати, это было после протестов предпринимателей на Майдане. Ну и, наконец, сейчас студенческий Майдан разогнали под тем предлогом, что киевской администрации надо, де, готовиться к новогодним праздникам и устанавливать елку. И усиленно ее потом охраняли. Когда 1 декабря демонстранты дошли до Майдана, милиция оттуда ушла, люди тут же разобрали забор вокруг и развешали на металлическом каркасе «елки» флаги и оппозиционные лозунги. А я залез, потому что там была хорошая точка для съемок. Вот такой у нас тут хоровод под елочкой.

Вопросы задавал Валерий Поташов

 

Комментарии

YY
2013-12-05 18:31:00
Аххах, срач в каментах интереснее, чем сам текст. Какие буйные, однако, герои публикаций бывают). А дискуссия - о чем дискутировать-то? Не пофиг ли нам в Карелии эта колбасня на Украине? Они там с развала СССР только и делают, что власть делят да майданят. Пусть их развлекаются, у нас своих проблем выше крыши в республике.
Алексей Зубов
2013-12-04 17:21:00
Александр, спасибо на добром слове. На всякий случай говорю остальным: я согласен вести непринужденную вежливую дискуссию, и в том числе с теми, кто сомневается или что-то видит по-другому, но не будут терпеть лжи и хамства в свой адрес. Не обессудте, что называется. И вот, кстати, еще репортаж (их там несколько) тоже от россиянина, что там происходило, если кто-то не поверит мне http://zyalt.livejournal.com/942866.html
Александр Лукин
2013-12-04 14:06:00
500 тыс. участников реально видно на фото и тут трудно, что добавить. Объективно или субъективно? А Алексей Зубов и не говорит об объективности он высказывает свои суждения о ситуации, так в этом и есть сущность журналистики и спасибо ему за это. Пора уже нам всем начинать думать самим и пытаться оценить ситуацию из разных реальных источников, причем не только об Украине и Киеве, но и о России и Карелии, нужно становится гражданами.
Алексей Зубов
2013-12-04 01:52:00
Слушай, Согласный ты наш. Ты серьезно ждешь от меня вежливости с теми, кто один - просто лжет, а второй называет мои слова "баснями"? Не, чувак, не дождешься. Да, чувак, это тупое хамство, ибо с хамлом я иначе разговаривать не буду. И да, чувак, это абсолютно профессионально - посылать ... сразу, не пытаясь таком у как ты что-то доказать. Еще вопросы?
Согласен
2013-12-03 22:55:00
много чего видел и видел все - это две очень разные вещи. Вы можете за свои слова отвечать, а верить вам я не обязан и не собираюсь, потому что если коммент писал именно автор, то о профессионализме речи точно не идет, да и ваще какое-то хамло тупое их писало. Опять же, судя по комментам, с объективностью у вас точно проблемы.
Алексей Зубов
2013-12-03 21:22:00
Чувак, который "Согласен" (а ты всегда "согласен", видимо, да?) Я то много чего видел своими глазами и за свои слова отвечаю. Еще вопросы?
Алексей Зубов
2013-12-03 21:05:00
Ну вот я, Алексей Зубов, собственной персоной. А ты кто, сученыш? Представься полностью, прежде чем говорить то, что ты говоришь. А потом мы тебя за базар спросим
Андрей
2013-12-03 12:09:00
Виктория, Зубову можно верить ровно на столько, на сколько можно верить нашему ТВ. Только там платят за одно, а ему - за другое. Вот и все. Не надо делать из него героя и правдоруба, говорит он роно то, что ему прописывают и за что евро дают
Саша
2013-12-03 11:55:00
Молодец, Леша. Добротный материал.
Виктория
2013-12-03 11:54:00
Согласен, а вы там были, чтобы так утверждать? А наше ТВ просто смотреть противно
Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.