Карельской общественной организации "Nuori Karjala" ("Молодая Карелия") грозит включение в список иностранных агентов
Карельской общественной организации "Nuori Karjala" ("Молодая Карелия") грозит включение в список иностранных агентов
Известие о том, что министерство юстиции России может включить "Молодую Карелию" в реестр организаций, исполняющих функции иностранного агента, вызвало удивление у многих общественников не только в республике, но и в соседней Финляндии. "Nuori Karjala" более 20 лет занималась в Карелии, главным образом, культурно-просветительской деятельностью, способствуя сохранению и развитию карельского языка, и избегала участия в каких бы то ни было политических акциях, поэтому "Вести Карелии" попросили члена правления общественной организации Алексея Цыкарева рассказать, в чем заключались претензии Минюста России к "Nuori Karjala":
- Алексей, как я понял, поводом для включения организации "Nuori Karjala" в список иностранных агентов послужило некое анонимное обращению в Управление Минюста РФ по Карелии? Вы сами видели это обращение?
- Да, поводом послужило обращение некоего гражданина, имя которого Минюст не раскрывает. Текст этого обращения у нас есть. Заявитель сообщает Минюсту, что организация "Nuori Karjala" занимается политической деятельностью и частично финансируется Финляндией. В качестве политической деятельности автор обращения указывает на визит представителей одной из финских парламентских партий, который наша организация якобы инициировала в 2013 году. Далее он пишет, что таким образом мы нарушаем закон о некоммерческих организациях в редакции 2012 года, а значит, руководители организации совершили административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.34 Кодекса об административных правонарушениях. Автор письма призывает провести проверку и принять меры. Письмо было зарегистрировано Минюстом 22 апреля 2015 года. А уже 23 апреля Управление Минюста по Карелии выпустило распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки организации за период с 29 апреля 2012 года по 29 апреля 2015 года. Предметом проверки стало именно установление в деятельности организации признаков организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенного в реестр "иностранных агентов". Примечательно, что плановая проверка организации за период с 1 сентября 2011 по 1 сентября 2014 года проводилась в сентябре 2014 года. Минюст имел в распоряжении все те же документы, на которые ссылается в ходе данной внеплановой проверки, однако тогда "оснований для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" выявлено не было. Иные нарушения были найдены, и мы их стремились устранить. Но в акте плановой проверки четко написано, что нет признаков "иностранного агента". Теперь признаки появились, в том же самом периоде времени, что и проверялся в прошлом году.
- А в чем, собственно, вас обвиняют?
- Обвиняют нас в том, что мы самостоятельно не обратились в Минюст с просьбой о внесении нас в реестр иностранных агентов. Это наказывается штрафом от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для должностного лица, и от 300 тысяч до 500 тысяч для НКО.
- Я знаком с деятельностью вашей организации, и, как мне казалось, вы даже сознательно избегали участия в каких-то политических кампаниях. Как Вам кажется, почему вдруг возникли такие претензии к вашей организации со стороны Минюста и "анонимных" граждан?
- Действительно, мы стараемся избегать политики, сознательно не участвуем как организация в политических акциях и мероприятиях, избирательно подходим к выбору партнеров и грантодателей. Конечно, это не относится к нашей деятельности по отстаиванию интересов карельского языка и культуры, карельской молодежи. И мы всегда старались найти общее решение и сотрудничать с органами власти. Несчетное число проектов мы реализовали на субсидии карельского правительства. Все это не уберегло нас. То, что мы не считали политикой, оказалось таковой по версии Минюста. На наш взгляд, мы стали жертвой стремления власти пополнить реестр НКО, "выполняющих функции иностранного агента". Других логических доводов состоявшейся проверке и ее итогам я не вижу. А письмо анонимного гражданина - это лишь повод, необходимый для начала внеплановой проверки через полгода после проведения плановой. Ведь когда есть определенная задача, но нет организаций, реально подпадающих под определение "иностранных агентов", доказательства приходится "тянуть за уши".
Еще раз подчеркну: в наших действиях не было злого умысла, мы считали и считаем свою деятельность неполитической, все визиты партнеров, которые мы поддерживали, носили исключительно ознакомительный, культурный характер, а единственным иностранным грантом были средства ООН, то есть часть российских денег в этом гранте тоже была, ведь как известно Россия основатель, активный государство-член и плательщик больших взносов в ООН.
- Вашей организации грозит серьезный денежный штраф, который для многих НКО является просто "неподъемным". В такой ситуации некоммерческим организациям не остается ничего иного, как приостановить свою деятельность. Что собираетесь предпринимать вы?
- Да, у нашей организации нет средств для оплаты подобных "драконовских" штрафов. На счету в настоящее время нет ни копейки. От только что выигранного в Миннаце Карелии очередного гранта на создание онлайн-курсов карельского языка, видимо, придется отказаться, чтобы государственный деньги не рисковали быть изъятыми для выплаты штрафа. Мы окончательного решения еще не приняли, пишем несогласие с актом проверки и ждем решения Минюста. Если оно будет не в нашу пользу, организацию придется закрыть. Иного варианта мы не видим. Работать под вывеской "агента" мы не намерены.
Вопросы задавал Валерий Поташов
Комментарии