Парламент Карелии решил судьбу прямых выборов глав городских округов всего за 18 часов. Верховный суд республики разбирается в законности этой спешки
Парламент Карелии решил судьбу прямых выборов глав городских округов всего за 18 часов. Верховный суд республики разбирается в законности этой спешки
Верховный суд Карелии приступил 5 августа к рассмотрению по существу иска депутатов республиканского парламента Ларисы и Александра Степановых, потребовавших признать недействующими поправки в региональный закон о порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований. Эти поправки, принятые карельскими законодателями 18 июня, фактически упразднили в республике прямые выборы глав городских округов.
Как заявил на судебном заседании Александр Степанов, во время утверждения карельскими парламентариями поправок были допущены грубейшие нарушения процедуры прохождения законодательной инициативы и принятия законодательных актов республики. Степанов особо отметил тот факт, что их совместный с супругой альтернативный законопроект, предусматривающий возвращение прямых выборов всех глав муниципальных образований Карелии, был рассмотрен профильным комитетом республиканского парламента без участия самих авторов документа, которые не были уведомлены о проведении этого заседания. Кроме того, принятые поправки были одобрены парламентом Карелии 18 июня сразу в трех чтениях.
«Поправки не должны были рассматриваться на этой сессии, поэтому мы спокойно уехали в отпуск, - рассказал в суде депутат Степанов. – Тем не менее, было проведено заседание комитета по местному самоуправлению с нарушением регламентных норм. Комитет должен был обеспечить участие в законодательной работе субъектов законодательной инициативы, а этого сделано не было. Члены комитета узнали о заседании только в этот же день, причем на видеозаписи заседания комитета четко видно, как председатель комитета Виктор Позерн говорит, что комитет был проведен, потому что его просили два уважаемых человека – председатель Законодательного собрания и глава исполнительной власти».
По словам Степанова, никто из сотрудников Законодательного собрания Карелии никак не оповестил депутатскую чету о проведении заседания парламентского комитета, а после того, как законопроект, отменяющий прямые выборы глав городских округов, был вынесен на пленарное заседание ЗС, у депутатов не оказалось достаточно времени для того, чтобы предложить свои поправки. «Весь законодательный процесс от обсуждения законопроекта на комитете до окончательного утверждения занял 18 часов. Из этих 18 часов депутаты должны еще 8 часов спать», - сказал Александр Степанов.
Вызванная в суд в качестве свидетеля депутат парламента Карелии Александра Спиридонова подтвердила, что она также не имела возможности внести свои поправки к предложенному законопроекту, отменяющему прямые выборы глав городских округов, из-за того, что этот законопроект принимался 18 июня сразу в трех чтениях. «Я даже задала вопрос юристам, к чему такая спешка, почему мы не можем рассмотреть этот законопроект в июле, но мне никто объяснить не смог», - заявила депутат Спиридонова.
Представители Законодательного собрания Карелии с доводами истцов не согласились. По мнению ответчика, у присутствовавших на заседании парламента депутатов была возможность обсудить оба законопроекта и внести поправки, чем, к примеру, воспользовался член комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики Анатолий Васильев, заранее подготовивший свои предложения. Но депутат Александра Спиридонова ответила на эти доводы, что ей недостаточно 15 минут для подготовки поправок.
Интересно, что когда судья Роман Соляников стал расспрашивать представителей Законодательного собрания Карелии, оформлялись ли поправки к обсуждавшемуся законопроекту в виде предусмотренных регламентом таблиц, сторона ответчика была вынужден признать, что этого сделано не было. Кроме того, представители ЗС не смогли дать четкого ответа на вопрос судьи, оповещалась ли депутатская чета Степановых о проведении заседания комитета, где должен был рассматриваться их законопроект.
Между тем, представитель истцов Наталия Фадина обратила внимание суда и на то обстоятельство, что проект поправок в региональный закон о порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований был представлен в парламент Карелии неуполномоченным лицом – заместителем председателя городского совета Петрозаводска Александром Ханцевичем.
«Городской совет Петрозаводска является юридическим лицом. В соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства юридическое лицо осуществляет свои полномочия через свои исполнительные органы, сведения о которых в обязательном порядке вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, а их полномочия и состав определяются законом и юридическими документами. По Уставу Петрозаводского городского совета без доверенности от имени горсовета действует председатель городского совета. Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, без доверенности от имени Петрозаводского городского совета может действовать либо его председатель, либо лицо, внесенное в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от юридического лица. Но даже на 19 июня 2015 года, т.е. на следующий день после принятия закона, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ единственным лицом, обладающим правом действовать без доверенности от имени Петрозаводского городского совета, являлся Олег Фокин (бывший председатель Петросовета – прим. «Вестей Карелии»)», - сообщила Наталия Фадина.
Рассмотрение иска депутатской четы Степановых Верховный суд Карелии продолжит на следующей неделе. Суду предстоит ознакомиться с видеозаписями заседаний, как депутатского комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики, так и всего Законодательного собрания республики.
Валерий Поташов
Комментарии