Тот беспредел, который устроили Девлету Алиханову, не отменяет главного – он признан невиновным.
Совершенно жуткая история, которая произошла с Девлетом Алихановым, не знает аналогов в нашей стране. Чтобы человека сначала четыре года незаконно держали за решеткой, потом решением высшего судебного органа государства полностью оправдали и выпустили на свободу, а спустя три недели тем же составом судей отменили оправдание и вновь посадили, - такого публичного позора для судебной системы России никто и никогда не устраивал.
© flickr.com/photos/moscow-live
Профессоры юриспруденции, коими являются члены Президиума Верховного суда России, столпы, на которых держится все российское правосудие, согласились на роль унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Они признали себя студентами-двоечниками, которые не знают азов права и судебного производства. Понятно, что эта идиотская роль далась не просто так. Самое вероятное предположение – она оказалась результатом давления. Но это ничуть не умаляет сути произошедшего – жить в нашей стране становится страшно именно из-за таких решений.
Получается, они показывают, что независимого суда нет, законы не работают, в России действует телефонное право, и если, не дай бог, ты перешел дорогу кому-то мстительному и влиятельному, тебя могут арестовать ни за что и держать за решеткой, сколько захотят? Выходит, как только запускаются нужные механизмы, и начинает двигаться каток, в нем автоматом включаются все шестеренки системы – начиная с органов исполнительной власти и силовиков и заканчивая судами и системой исполнения наказания? И в круговой поруке участвуют все?
Когда Алиханова 5 декабря 2018 года решением Президиума Верховного суда РФ полностью оправдали, из колонии его выпустили только спустя неделю, 13 числа. На вопросы журналистов, почему невиновного человека, оправданного высшим судом, держат в колонии, тюремщики отвечали, что ждут, когда из Москвы придут подтверждающие документы с оригинальной печатью. Зато когда 28 декабря тот же состав судей отменил собственное решение, им понадобилось всего полтора часа (!), чтобы приехать домой к Алиханову и вновь надеть на него наручники (устроили маски-шоу и перекрыли всю улицу). В тот же вечер Алиханов уже был в СИЗО и практически сразу же его этапировали обратно в сегежскую колонию. И им не понадобились никакие оригинальные печати и штампы из Москвы, потому что через полтора часа после оглашения решения Президиума Верховного суда они точно никак не могли оказаться в Петрозаводске. Застряли бы в московских пробках по дороге в аэропорт.
Сегодня многие спрашивают, а что все-таки написано в постановлении от 28 декабря, которым судьи Верховного суда отменили собственное решение. Ведь должны же они были придумать какие-то мотивировки. Мы подробно изучили и проанализировали оба постановления – с оправданием и отменой оправдания, и предлагаем всем желающим ознакомиться с текстами.
5 декабря 2018 года
Важным моментом является то, что Президиум Верховного суда России начал рассматривать дело Алиханова еще в сентябре 2018 года. Изначально предметом рассмотрения не был приговор, вынесенный известному политику и предпринимателю из Карелии (напомним, Петрозаводский городской, а следом и Верховный суд республики признали его виновным в мошенничестве с муниципальной собственностью и приговорили к 6 годам колонии и штрафу). Судьи Президиума Верховного суда РФ должны были отменить незаконные постановления о продлении ему срока содержания под стражей на протяжении трех лет, поскольку соответствующее решение принял Европейский суд в Страсбурге - длительное и немотивированное содержание Алиханова за решеткой европейские законодатели совершенно справедливо посчитали нарушением прав человека. С тем, что постановления должны быть отменены, согласился и присутствующий на заседании представитель Генпрокуратуры. Однако уже тогда адвокаты настаивали, что незаконными были не только продления ареста, но и первое избрание меры пресечения Алиханову в феврале 2015 года, так как в его уголовном деле отсутствует состав и событие преступления. Защита привела доказательства того, что вынесенный обвинительный приговор стал следствием неправильного толкования карельскими судами федерального законодательства, - на самом деле человек невиновен. И еще тогда, 19 сентября Президиум Верховного суда заинтересовался самой сутью дела Алиханова, а не только его арестами. Рассмотрение вопроса было отложено и, как выяснилось позже, Верховный суд России запросил материалы уголовного дела в полном объеме, чтобы проанализировать, в том числе, вынесенный приговор – более 130 томов были отправлены в Москву.
Спустя три месяца, на протяжении которых изучались все эти материалы, 5 декабря 2018 года Президиум Верховного суда России вернулся к рассмотрению вопроса и еще раз заслушал стороны. Примечательно, что представитель Генпрокуратуры имел возможность высказаться по сути приговора, и заявил, что считает его законным и обоснованным, а сторона защиты и сам Алиханов рассказали об отсутствии в деле события преступления. По итогам заседания неожиданно для многих Президиум Верховного суда РФ отменил не только незаконные постановления о продлении срока содержания под стражей, но и сам приговор, вынесенный Девлету Алиханову 24 ноября 2017 года Петрозаводским городским судом, и апелляционное решение на него Верховного суда Карелии от 30 января 2018 года. Его полностью оправдали, прекратили уголовное преследование и заявили о праве на реабилитацию. При этом, в постановлении от 5 декабря отмечено, что Президиум был вправе выйти за рамки рассмотрения конкретного вопроса и вынести более широкое решение, так как судьи увидели нарушения закона. Это предусмотрено положениями Конституционного суда и Уголовно-процессуального кодекса России.
Текст постановления от 5 декабря – это 27 страниц машинописного текста, в котором содержатся четкие обоснования, почему Девлет Алиханов не виновен. Высший судебный орган России посчитал, что вынесенный ему приговор был основан на "неправильном истолковании и применении положений УК РФ и соответствующих норм отраслевого законодательства, а также на неправильной оценке установленных по настоящему уголовному делу фактических обстоятельств".
Из обстоятельного документа видно – судьи Президиума Верховного суда России разобрались в уголовном деле и приговоре, и вынесли справедливое решение.
28 декабря 2018 года
Уже после того, как Девлет Алиханов оказался на свободе, генеральная прокуратура в рамках надзора вынесла представление на постановление Президиума Верховного суда РФ от 5 декабря. Как рассказали адвокаты Алиханова, в практике высшего судебного органа нашей страны не было ни одного случая, чтобы судьи отменяли собственное решение. Однако, именно это произошло 28 декабря 2018 года.
В своей надзорной жалобе заместитель генпрокурора России написал, что при вынесении постановления об оправдании Алиханова Президиумом был нарушен принцип состязательности сторон. А именно – решение выйти за рамки рассматриваемого вопроса было принято судьями в совещательной комнате, и представитель Генпрокуратуры якобы был не в курсе, что дело рассматривается в полном объеме, оказался к этому не готов и не смог донести свою позицию. Говоря проще, плохо подготовился.
И судьи Президиума Верховного суда согласились с этими доводами генпрокурора. При этом в постановлении от 28 декабря они ничего не сказали о том, что на самом деле Алиханов виновен. Нет, они просто признали, что сами нарушили процедуру судебного производства и поэтому сами свое решение отменяют. Почему же на ум сразу приходят строки классика про унтер-офицерскую вдову? Потому что судьи Верховного суда, которые должны являться эталоном всей системы российского правосудия, своим новым решением нарушили сразу несколько важных законов, а это недопустимо.
Как пояснил адвокат Михаил Шогин, решение Верховного суда России от 28 декабря 2018 года носит заведомо незаконный характер. Самое главное - согласно ст.63 Уголовно-процессуального кодекса РФ, один и тот же судья не может дважды участвовать в рассмотрении одного дела и выражать прямо противоположное мнение. А именно так произошло: 5 декабря и 28 декабря – прямо противоположные решения приняты тем же составом судей Президиума.
"Такого никогда не бывало в нашей стране, - сказал Шогин - Надзорное представление генеральной прокуратуры рассматривал тот же состав судей, который вынес решение о невиновности моего подзащитного. Те же самые судьи, которые 5 декабря вынесли одно решение, 28 декабря признали себя не правыми. По сути, судьи Серков, Хомчик, Свириденко, Петрова, Тимошин, Нечаев и Харламов признали свою профессиональную несостоятельность и некомпетентность. Но так же не бывает. Они же не первокурсники с юрфака, они самые главные судьи России!.."
Согласно распространенной практике Европейского суда по правам человека и Конституционного суда России, «не может судья одновременно являться судьей и истцом в конкретном деле». Одни и те же судьи не могли отменить свое же решение и вынести прямо противоположное.
Кроме этого, Верховный суд не может рассматривать дело при обжаловании четным количеством судей. 28 декабря дело было рассмотрено тем же составом судей – членов Президиума Верховного Суда России (семь человек), что и 05 декабря, и участвовал еще один судья, который был при первоначальном рассмотрении дела 19 сентября.
"Согласно ст. 412.11 УПК России, не может Президиум Верховного суда РФ взять и просто отменить свое предыдущее решение: суд (заседая в ином составе, а не в том же, что при первоначальном рассмотрении дела в Президиуме) может отменить решение и направить дело на новое рассмотрение либо вынести какое-то иное решение. А в нашем случае суд надзорной инстанции просто отменил свое собственное решение без передачи дела на новое рассмотрение (либо вынесения нового решения по существу спора)", - добавил адвокат.
Ну и самое главное. Огромные сомнения вызывает главная мотивировка отмены постановления от 5 декабря – о нарушении принципа состязательности сторон. Дело в том, что, принимая решение, Президиум Верховного суда РФ не должен был заново давать оценку доказательствам, которые уже есть в материалах уголовного дела, не должен был заново заслушивать все стороны, свидетелей и т.д. Его целью было рассмотрение приговора на предмет соответствия или не соответствия действующему законодательству, и именно это он и сделал. Высший судебный орган, отменяя приговор Алиханову, увидел в нем нарушения законодательства и норм отраслевого права. Это является главным и более чем достаточным основанием. Больше ничего не нужно.
Что дальше?
Да, на наших глазах произошла чудовищная и беспрецедентная история. Оправданный высшей судебной инстанцией человек вновь оказался в тюрьме, потому что судьи внезапно отменили собственное решение. Может ли в этом быть какой-то позитивный смысл? Может. Теперь каждый житель Карелии, даже тот, кто раньше сомневался, знает – Девлет Алиханов не виновен. Это признал Президиум Верховного суда России, который досконально разобрался в деле, и не отказался от своего решения по существу вопроса. Мошенничества не было, событие и состав преступления отсутствуют.
Мы можем долго гадать и строить самые разные версии, чья злая и влиятельная рука вмешалась в судьбу известного политика. Очевидно одно - для Алиханова борьба за свободу и справедливость, не закончилась.
Наталья Захарчук
Комментарии