
В Карелии дан старт процедуре предварительного партийного голосования «Единой России». Сейчас идет первый этап – прием документов от желающих выдвинуть свои кандидатуры для участия в праймериз.
В Карелии дан старт процедуре предварительного партийного голосования «Единой России». Сейчас идет первый этап – прием документов от желающих выдвинуть свои кандидатуры для участия в праймериз.
Напомним, что предварительное партийное голосование «Единая Россия» проведет по всей стране 22 мая. Его победителей партия выдвинет на сентябрьские выборы в Госдуму и региональные парламенты, в том числе в Заксобрание Карелии. Праймериз решено провести по самой открытой модели: участвовать могут не только обладатели партбилетов «ЕР». Любой гражданин, если он не имеет судимости, активов за рубежом и не состоит в какой-либо иной партии, может побороться за право быть выдвинутым кандидатом от «Единой России» по одномандатному округу или войти в партийный список.
Широко «Единая Россия» открывает двери и для граждан, которые хотят поучаствовать в праймериз в качестве выборщиков. В карельском региональном отделении партии ожидают, что этой возможностью воспользуются не менее 20% избирателей Карелии, активно проявят себя общественные организации.
Руководство «Единой России» не скрывает, что таким образом, во-первых, стремится определить самых сильных и действительно пользующихся поддержкой избирателей кандидатов. Во-вторых, выявить новых общественных лидеров и обновить ряды – это то, что сегодня ждут от правящей партии. А какое значение имеет процедура предварительного партийного голосования для избирателя? И почему ни одна иная политическая сила в стране, за исключением «Единой России», не использует такой механизм консультаций с гражданами при отборе кандидатов? Об этом мы беседуем с доцентом кафедры политологии ПетрГУ Александром Ильиным.
- Праймериз «Единой России» можно назвать политучебой для избирателей, которые придут на участки для голосования в день выборов 18 сентября,- говорит Ильин. - Максимально вовлекая избирателей в процесс отбора кандидатов, партия, помимо всего прочего, берет на себя задачу повысить политическую просвещенность граждан. А она сейчас на достаточно низком уровне, представление о выборных процедурах у людей порой однобокое. Так что праймериз, которые проводятся по максимально открытой модели, безусловно, положительный пример. Его стоило бы взять на вооружение и другим партиям – возможно, в каких-то иных форматах, исходя из имеющихся у них организационных возможностей.
- Почему они этого не делают? Возможно, потому, что кроме плюсов, в том числе раннего старта избирательной кампании, предварительное голосование связано и с определенными рисками?
- Риски, конечно, есть. Часть из них связана с самими кандидатами, которые подадут заявки для участия в праймериз. Насколько готовы они окажутся внятно и доступно представить свои программы широкому кругу избирателей, насколько востребованы будут их идеи и предложения? Определить это партия сможет, только если организует как можно более открытые дискуссионные площадки в рамках праймериз. Следует, безусловно, избегать заштапованных и заорганизованных мероприятий. Выводить кандидатов на дискуссии друг с другом и с аудиторией избирателей, в том числе и критически настроенной. Тогда победители праймериз, пройдя такую школу, будут уверенно вести себя в аналогичных ситуациях на сентябрьских выборах.
Очень хорошо, что обязательным для всех кандидатов на праймериз является участие в дебатах. Это возможность подготовиться к жесткой борьбе в сентябрьской избирательной кампании, где выдвиженцам от «Единой России» будут противостоять представители других партий. И, конечно, возможность повысить узнаваемость того или иного кандидата у избирателей. А в идеале – добиваться, чтобы избиратели, поддержав этих кандидатов на предварительном голосовании, становились не просто сторонниками, но и активными агитаторами за выдвиженцев от «ЕР» на выборах.
Еще один риск – поскольку праймериз проводятся максимально открыто, этим могут воспользоваться оппоненты «Единой России». Нельзя полностью исключать каких-либо провокаций на площадках для предварительного голосования. Но более реален, на мой взгляд, риск, связанный с тем, что оппоненты «Единой России» смогут заранее увидеть сильные и слабые стороны своих потенциальных конкурентов и потом использовать это знание уже в своей избирательной кампании. Впрочем, риск этот нивелируется, если позиции партии в целом сильны, если у кандидатов есть, что сказать избирателю, есть программа действий.
- А как вы оцениваете позиции «Единой России» в Карелии и стране в целом?
- Безусловно, они заметно сильнее, чем у всех остальных партий. Избиратель ассоциирует «Единую Россию» как с президентом страны, так и с исполнительной властью. В этом ее сильная сторона, учитывая высокий личный авторитет и рейтинг Владимира Путина. Но в этом же и сложность, поскольку у нас исторически сложилась тенденция: от исполнительной власти, правительства граждане требуют многого, но любить эту власть вряд ли будут.
- Позвольте, перебью вас – по данным февральского опроса «Левада-Центр», между тем, 56% граждан России положительно оценили работу премьера Дмитрия Медведева…
- И тем не менее, особенно в преддверии выборов, исполнительной власти будут адресовать и все накопившиеся обиды, все претензии. Этот риск «Единая Россия» должна учитывать. Хотя при этом, безусловно, на укреплении позиций «Единой России», в частности, у нас в Карелии положительно сказывается отсутствие сколько-нибудь серьезной и достойной оппозиции, с конструктивной повесткой, организационными и материальными ресурсами. Я полагаю, что как минимум около трети избирателей у нас всегда будут голосовать за партию власти. Сейчас задача «Единой России» - к имеющемуся бонусу добавить новые голоса. В свете этого, конечно, очень правильно, что партия взяла на вооружение такие формы, как праймериз, обязательное участие в дебатах, требуя открытого соперничества и борьбы между потенциальными кандидатами, которые желают представлять «Единая Россия» на выборах в сентябре.
Комментарии