Бывший вице-губернатор Александр Чаженгин рассказал, почему не сработался с Александром Худилайненом
Бывший вице-губернатор Александр Чаженгин рассказал, почему не сработался с Александром Худилайненом
Вторично уволенный с высокой должности в правительстве Карелии Александр Чаженгин продолжает бороться в судах за восстановление на работе. На сегодняшний день он окончательно выиграл у Александра Худилайнена свое первое дело. 11 декабря Чаженгин снова обратился в Петрозаводский городской суд с новым иском о восстановлении его все в той же должности первого заместителя главы РК по региональной политике.
- Беспрецедентный факт внесения в один день сразу двух записей в мою трудовую книжку я считаю полным игнорированием закона, продолжением нарушения должником, которым в данном случае является Александр Худилайнен, действующего законодательства, - сказал «Вестям Карелии» Александр Чаженгин. – И если мне снова удастся восстановиться на службе в правительстве, я, скорее всего, сразу же оттуда уйду, поскольку прекрасно понимаю, что работать там мне не дадут. Но это будет уже мое решение.
Мы попросили Александра Чаженгина высказать свою позицию по поводу увольнения из правительства и прояснить, почему Александр Худилайнен предпочел от него избавиться.
- Я – человек прямой, откровенный, и если считал, что правительство что-то делает не так, всегда об этом говорил, писал служебные записки, - сообщил Александр Чаженгин. – Потому могу предположить, что все это многим, в первую очередь, главе республики Александру Худилайнену, явно не нравилось.
- Можете привести пример?
- В июне этого года, незадолго до моего увольнения из правительства там появилась, на мой взгляд, смешная присяга, текст которой написал министр юстиции Константин Этингоф. Считая такую присягу на верность неизвестно кому совершенно ненужной, я открыто об этом сказал. И тем самым пополнил ряды своих недоброжелателей.
- В кассационной жалобе Александра Худилайнена, в частности, говорится, что установленный порядок освобождения вас от должности обусловлен в том числе, «публично-правовым, политическим характером взаимоотношений с главой РК». Получается, ваше увольнение имеет политическую подоплеку?
- Поскольку в этом утверждении отсутствуют ссылки на конкретные нормы конкретного законодательства, устанавливающего такой порядок, считаю, что мое увольнение в течение одного рабочего дня и все последующие, в том числе, судебные процессы, признаются не правовыми, законными действиями. А всего лишь политически мотивированными, известными только главе республики причинами. Однако мне эти причины совершенно не известны, и я сомневаюсь, существуют ли они вообще.
Я не являюсь членом ни одной политической организации, за все время работы в правительстве не принимал участия ни в каких политических событиях, кроме как по поручению главы республики или в силу выполнения должностных обязанностей. Не делал и публичных политических заявлений. Тем более странно, что из меня пытаются сделать маргинального политического «борца с системой», каким я никогда не являлся.
- На заседании Президиума Верховного суда одна из судей высказала мнение, что Указом главы Карелии от 17 июня, на основании которого упразднили вашу должность первого вице-премьера, было сформировано новое правительство. И потому, мол, вас уволили законно. Можете это прокомментировать?
- Указом от 17 июня не формировалось новое правительство республики, как ошибочно полагает эта судья, а лишь выводился за рамки принятия коллегиальных решений правительства целый ряд должностных лиц Карелии. Так, названным указом от участия в принятии таких решений освобождены руководители, возглавляющие целые отрасли государственного управления. Это министры: культуры, сельского хозяйства, природных ресурсов, по делам молодежи, национальной политики, физической культуры и спорта и т.д. В результате правительство, до июньского указа состоявшее из 22 должностных лиц, уменьшилось до 11. Более того, в правительстве остались только люди, которых Александр Худилайнен пригласил из-за пределов Карелии, либо его заместители, по Конституции входящие в состав правительства. Как в худшую сторону это повлияло на управляемость республикой, мы видим и читаем в средствах массовой информации почти каждый день.
Обо всем этом я говорил Президиуму суда, понимая, что негоже в судебном заседании оценивать последствия политических решений нашего карельского правительства. Но точно так же, считаю, не дело суда рассматривать чисто юридические, правовые отношения, ориентируясь на политическую целесообразность. Существует закон, защищающий право любого работника наемного труда, без исключений. И в этом смысле перед законом должны быть все равны: чиновник Чаженгин и дворник, инженер и ученый.
- Признаемся, еще до вашего увольнения многие предрекали вам эту незавидную участь, считая, что в правительстве вы «неудобный», «чужой» человек. Почему же не сработались с Александром Худилайненом?
- Ни для кого из своих руководителей я никогда не старался и не пытался стать удобным или послушным. Всегда принимал решения, не боясь брать на себя ответственность. При необходимости указывал на незаконность или необоснованность, либо избыточность издаваемых правительством Карелии и его главой нормативных правовых актов, совершаемых действий. Именно поэтому целый ряд правовых актов, изданных за подписью Александра Худилайнена, не имеют моих виз, хотя должны были согласовываться со мной.
В этом смысле я действительно человек неудобный, имеющий собственное мнение. Но я никогда не позволял себе хоть где-то публично обсуждать, критиковать действия главы Карелии после их совершения. И считаю, что не заслуживаю «политической» расправы в виде противоречащего законодательству, теперь уже повторного увольнения. Потому вместе с моим адвокатом мы снова будем добиваться моего восстановления на службе в правительстве.
- В недавнем интервью одному из местных телеканалов вы, на мой взгляд, достаточно жестко осудили экономическую, инвестиционную политику правительства республики и, вместе с тем, положительно высказались о первых шагах новой администрации Петрозаводска. Означает ли это, что вы можете пойти туда работать?
- Предложения от администрации Петрозаводска мне не было, но если оно поступит, буду думать, принять ли его. В таких вопросах, как вы понимаете, все зависит от того, кто и что может предложить.
- Надеетесь на повторную победу в суде?
- Если произойдет иначе, это будет означать, что работодатель, в моем случае, глава республики Александр Худилайнен, в нарушение закона может делать с любым работником что хочет, в зависимости от своего желания или личной прихоти. Потому я надеюсь только на победу.
Светлана Лысенко
Комментарии