12:00, 14 Марта 2013
«Любите жизнь. Она ответит вам взаимностью»

Хозяйка петрозаводского Дворца бракосочетаний Элина Щелина о правильном выборе, итальянских страстях в глубинке и душевном труде

Хозяйка петрозаводского Дворца бракосочетаний Элина Щелина о правильном выборе, итальянских страстях в глубинке и душевном труде

«Борисовна, помоги», – Эта фраза не раз звучала в стенах Отдела ЗАГС Прионежского района. Для многих жителей Прионежья Элина Щелина, работавшая начальником отдела, была практически родным человеком, который делил с деревенскими людьми радости, встречая свадьбы, и горести, оформляя свидетельства о смерти.  К ней обращались с вопросами, связанными не только с регистрацией актов гражданского состояния, но и с «делами пожарными» и молочными кухнями. Здесь она спасала семьи, порой ценою своего собственного здоровья. Но какие отношения у Элины Борисовны, которая уже третий месяц руководит отделом ЗАГСа Петрозаводска, сложатся с городскими жителями?   «В городе народ немножко другой, не такой отзывчивый, как в деревне, – считает Элина Щелина. – Но мы будем стараться. Растопим сердца горожан».  Новая хозяйка Дворца бракосочетаний Петрозаводска рассказала в интервью «МК» в Карелии» о 86-летних женихах, о восьмикратной смене фамилий и эмоциях, которые нельзя научиться контролировать.

Я сама деревенская

– Элина Борисовна, вы, как и ваша предшественница на посту начальника отдела ЗАГС Петрозаводска Анна Клемюк, пришли в профессию после работы в школе. Учителей русского языка и литературы магнитом тянет во Дворец бракосочетаний?

– Если ты прошел школу, ты уже ничего не боишься. Мы умеем завладеть вниманием большой аудитории. А ушла я из  школы после переезда из Муезерского района в Петрозаводск. Отработав в деревенской школе, понимаешь, что в городскую школу уже никогда не пойдешь. Это совершенно другой мир: другие дети, другие родители. Особенно сегодня, когда учитель абсолютно не защищен, это очень тяжелый труд. Вот и моя дочь, окончив педакадемию, поехала преподавать в деревню, а не осталась в Петрозаводске.

–  Хорошую дочь воспитали. Чтобы выпускница вуза со знанием финского и английского языка по своей воле отправилась в деревенскую школу… Такое нечасто встретишь.  

–  Она единственная с курса  пошла в школу, да еще и в деревенскую. Но она обещала детям, когда проходила практику в Муезерском районе, что вернется. И я не была против ее решения. В деревне ты живешь одной большой семьей. И отдача от деревенских детей намного больше. Они добрее, активнее, больше ценят  внимание, которое им уделяют.  Они ближе к земле.  Самое главное – деревенские дети намного дольше остаются детьми. У городских ребят ценности немного другие. Они взрослеют рано.

– А работая в отделе ЗАГСа Прионежского района, вы тоже чувствовали себя там своей?

–  Я сама деревенская, и меня сразу приняли за свою. А когда работаешь десять лет в районе, становишься членом семьи для многих селян. Приходят-то к тебе в принципе одни и те же люди. Женились, потом в семье появился ребенок. Не дай бог, кто-то умер – люди опять у тебя. Потом они уже  гости на чьей-то свадьбе.  Фраза «Борисовна, помоги» звучала нередко.

«Олюшка, я не умру»

– Вы уже третий месяц хозяйка Дворца в Петрозаводске. Работа здесь отличается от вашей деятельности  в районе?

– В районе тяжелее работать. Если в петрозаводском отделе ЗАГСа каждый отвечает за свой участок, то в Прионежье ты сначала проводишь свадьбу, несешь людям радость и добро, а через 20 минут должен выписать свидетельство о смерти  ребенка родителям, которые, пытаясь выйти из твоего кабинета, даже не понимают, где дверь. Они уходят, а у тебя снова свадьба. Неумение нами, простыми женщинами, ставить «защитную стенку» сказывается и на тебе, и твоей семье. Например, когда приходишь домой и начинаешь топать ногами и кричать на своего ребенка: «Ты больше никогда не сядешь на велосипед», потому что где-то малыша сбили насмерть, – это тяжело. И это самое трудное в работе территориальных ЗАГСов. Нужно уметь переключаться, нужно научиться оставлять все свои эмоции на работе, а дома быть просто мамой, просто женой, просто подругой.

–  Вы научились контролировать свои эмоции?

– К сожалению, нет.  До сих пор иду на регистрацию брака, и у меня вся спина мокрая. Но в петрозаводском дворце все же спасает расстояние. Пары находятся от тебя не в 50 сантиметрах, как в Прионежском ЗАГСе. Там вся церемония проходит глаза в глаза. Видишь слезы, дрожащие руки. Люди впускают тебя в свой мир. Здесь это нереально. Если ты будешь так же погружаться во все, то через пару лет превратишься в выжатый лимон, а попросту, сгоришь на работе. Ведь наша  работа – это прежде всего труд души. Хоть на разводах, хоть на свадьбах и рождениях, а на смертях – так и подавно.

– В Петрозаводске, конечно, количество браков, разводов гораздо больше, чем в районе, но наверняка и там страсти кипят. В вашей практике были пары, которые по нескольку раз разводились и сходились?

– Конечно, и деревенским людям ничто не чуждо. Но я хорошо помню женщину, которая восемь раз выходила замуж. Правда, каждый раз это был новый мужчина. И каждый раз она меняла фамилию. Когда настало время собирать документы на пенсию, мы помучились. Но ничего, справились.

Самому же нашему взрослому жениху было 86 лет. Невеста была на года два младше. Мы предлагали сократить этой паре срок ожидания регистрации, но они отказались. Он держал ее за руку, смотрел нежно в глаза и говорил: «Олюшка, я не умру, не переживай». И дети, и внуки, и правнуки были рады за молодоженов.

– Ни для кого не секрет, что на свадьбах люди начинают выпивать зачастую еще до официальной регистрации. Вам никогда не приходилось сталкиваться с неадекватными брачующимися?

– Работа у нас в принципе боевая. Но чаще проблемы бывают не со свадьбами, а с разводами. В моей практике был случай, когда пара договорилась развестись по взаимному согласию: он подписывает заявление, она выписывается из его квартиры. Но как только я оформила развод и они вышли в коридор – и женщина показала бывшему супругу фигу. Завязалась драка. Крики, визги. Я побежала спасать женщину. Но меня встретила крепкая мужская рука, которая так меня отшвырнула, что я заработала трещины в ребрах.  В результате мои страдания прошли не зря – супруги так испугались, что прибежали ко мне с извинениями, а после остались жить вместе.  Видимо, для спасения семьи и нужен был какой-то стресс.

– И часто вы так семьи спасали?

– К счастью, нет. Во-первых, сразу чувствуешь, какие люди к тебе приходят. И за время работы в ЗАГСе я научилась справляться с любым клиентом. Так что ситуаций с нажатием кнопок и вызовом экстренной помощи у меня не было. Нельзя забывать, что клиент всегда прав. Мы работаем для людей. Нравится тебе или не нравится, если не можешь справляться, значит, пора уходить с этой работы.

Без веры, надежды и любви жить нельзя

– Вы строгий руководитель?

– Не знаю. Это нужно у подчиненных спрашивать. Но  я уважаю людей, с которыми работаю.

– А что вас может вывести из себя?

– Неисполнение работником своих должностных обязанностей. Ведь за каждой бумажкой из ЗАГСа стоит человеческая жизнь, судьба, имущество. Мы не можем подвести людей.

– Но в районе-то вы одни работали. Как со всем справлялись?

– У меня в подчинении был один специалист. А в деревне помощники всегда есть. Особенно ветераны. Это самые ответственные, надежные и доброжелательные люди. Когда звонишь в Заозерье председателю совета ветеранов, которой далеко за 70, и просишь что-то узнать, то слышишь в ответ: «Сейчас, милая моя, сбегаю». И она сбегает, раздобудет все, что нужно. И кроме благодарности и того, что ты приедешь на 8 Марта поцелуешь, обнимешь ее, ей больше ничего не надо.

– А о чем сегодня душа болит у директора Дворца бракосочетаний Петрозаводска?

– Самая главная проблема – это, конечно, помещение. Что с ним будет? Когда его судьба решится? Пока непонятно. Когда собственник здания – администрация Петрозаводска – передал полномочия по содержанию помещений одному из МУПов, арендная плата для нас увеличилась, коммунальные платежи выросли. Разговоры идут о том, что дворец передадут в ведение республики. Но когда это будет? Уверена, здание петрозаводского ЗАГСа на набережной должно остаться в том виде, в котором оно существует. Петрозаводчанам должно быть здесь комфортно. И я надеюсь, что  наш красивый дворец останется доступным для женихов и невест.

– Вы по натуре оптимист?

– Я довольна своей жизнью. Меня всегда окружали хорошие люди. И я уверена, что, если ты будешь любить жизнь, она ответит тебе взаимностью.

Беседовала Наталья Соколова,
«МК» в Карелии»

 

Комментарии

Коллега
2013-07-20 21:43:00
Элина Борисовна, дорогая! Всё у Вас получится! Здоровья,удачи, творческих успехов,боритесь за Дворец!
Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.