В 60 км от Петрозаводска, в Прионежском районе, в поселке Ладва, живет, работает и развивается животноводческий комплекс "Маяк".
В 60 км от Петрозаводска, в Прионежском районе, в поселке Ладва, живет, работает и развивается животноводческий комплекс "Маяк".
Несколько дней назад мне казалось, что такого уже нет, чтобы на селе что-то возрождалось. К сожалению, сегодня мы все чаще узнаем о том, что в какой-то деревне закрыли медпункт, школу, клуб, продукты привозит автолавка… Уезжает из деревни молодежь, остаются доживать свой век только старики.
К своему удивлению, узнала, что в Ладве все наоборот. Жизнь в поселке с населением чуть более 2 тысяч человек кипит: здесь есть и школа, и больница, работают магазины, бар, местные предприниматели создали сыроварню, в пекарне делают такой вкусный и ароматный хлеб, что слава о нем докатилась до Петрозаводска. А в самом центре поселка, как и положено, уже 60 лет стоит "Маяк" - градообразующее предприятие. На нем трудится 90 человек местного населения.
Да, как и всем, в лихие 90-е, когда все распродавалось, было трудно, но они смогли – выстояли, выкарабкались, подняли голову.
И сегодня директор ООО "Маяк" Игорь Клопот с гордостью показывает свое детище – новый животноводческий комплекс, один из самых преуспевающих в Карелии, где разводят коров и производят молоко.
Директор рассказал об артезианской воде для коров, о том, почему они не продают молоко компаниям "Данон" и "Вимм-Билль-Данн", показал чудо-"карусель" и 318 живых коров айрширской породы, которые жевали корм, мычали и протягивали морды к людям, желая, чтобы их погладили.
"Вы мне не те вопросы прислали"
"Здравствуйте, это Игорь Григорьевич звонит, - раздался в трубке спокойный мужской голос, - директор "Маяка", завтра утром за вами приедет машина и отвезет в Ладву. До встречи". На том конце провода раздались гудки. И почему после разговора я ни на секунду не сомневалась, что машина действительно будет, и отвезет, и встретимся.
Утром молодой человек по имени Алексей на Subaru домчал меня из Петрозаводска по ухабам и ямам до Ладвы. В небольшом деревянном здании в центре поселка меня встретил высокий, плечистый мужчина – Игорь Григорьевич Клопот, директор ООО "Маяк".
И вновь спокойный уверенный голос: Здравствуйте, проходите, садитесь, как доехали?
Вопросы для интервью выслала заранее, поэтому включила диктофон и ждала, что вот-вот начнется диалог, запишемся, посмотрим комплекс и вновь уеду в каменные джунгли и пропаду в потоке дымящих автомобилей.
- Вы мне не те вопросы прислали, - просто огорошил Игорь Клопот.
- Ну что ж, расскажите то, что сами хотите: о себе, о комплексе, о людях, которые у вас работают, как удалось выжить в период кризиса, - не стала спорить я.
"Здесь моя душа"
Игорю Григорьевичу Клопоту 50 лет. Он родился и вырос в поселке Ладва. Здесь учился, позже поступил в ПетрГУ на агронома. Между учебой забрали на 2 года в армию. Окончил университет и вернулся в родной поселок. Начал работать бригадиром в совхозе "Маяк", потом агрономом, после был исполняющим обязанности председателя и теперь директор. По ступенькам с низов поднимался. Он знает всю кухню изнутри.
"У меня в прошлом году 25 лет стажа было, а в трудовой всего одна печать - совхоз "Маяк", - признался Игорь Клопот. – Здесь моя жизнь, душа. Раньше колхоз занимался капустой, картошкой, зерновыми, а сейчас только травами. Работаем на стадо: сено, силос. В 2004-ом, когда меня избрали директором, хозяйство было в предбанкротном состоянии. Три года боролись, по президентскому закону вывели из-под банкротства. Президентский закон дал возможность отсрочить долги. Нам раскидали их до 19-го года. Подняли стадо. Удои подняли. Все шло не быстро, но справились. Закупили коров айрширской породы, которые устойчивы к холодам и неприхотливы в еде, и начали работать. У нас была земля в собственности, пообщались с зоотехником, с коллективом и приняли решение строить комплекс. Старые дворы уже пришли в негодность. В конце 2012-го отдали в "Россельхозбанк" все хозяйство под залог, взяли кредит и начали строительство".
"В сельском хозяйстве с колен еще никто не вставал, но голову немного подняли"
Рядом со старыми коровниками, построенными еще в 70-х, возвели два современных корпуса: доильный зал и новый двор (коровник). Здесь есть все для удобства работников: душевые, прачечная для стирки рабочей одежды, ветлечебница, комната искусственного осеменения, молочный блок.
Доильный зал – это особая гордость директора "Маяка". Здесь стоит "карусель" — доильный аппарат из Германии фирмы GEA WestfaliaSurge. Такая "карусель" в Карелии единственная.
Комплекс рассчитан на 600 голов, но построили только на 400. Его строительство обошлось в 190 млн рублей, из которых 166 млн – кредитные, а остальные собственные.
"Комплекс еще не работает в полную силу, - признался Игорь Клопот, - дополняем коров. Комплекс рассчитан на 400 голов, а у нас сейчас 318. К концу года он будет заполнен полностью".
Построив комплекс, "Маяк" укрепил свои позиции.
Как отметил Игорь Клопот, "в сельском хозяйстве, конечно, с колен еще никто не вставал, но голову немного подняли".
Чудо-"Карусель"
В доильном зале стоит единственный в Карелии доильный аппарат "Карусель" не только удобный, но умный. У каждой коровы есть ошейник с чипом. "Карусель" узнает корову по этому чипу и считывает, сколько она дала молока, передает информацию в электронную базу. В ней на каждую из коров заведена карточка, из которой можно узнать, когда корова родилась, когда телилась, чем болела и сколько дает молока.
Три раза в день буренки проходят по коридорам к доильному аппарату и обратно.
"К новому комплексу нужно было привыкать коровам и людям, - признается Игорь Клопот, - те коровы, которые не смогли перейти на беспривязную дойку, были отправлены обратно на старый двор. Сотрудницы прошли обучение. Курсы проводили в Ладве работники компании из Санкт-Петербурга, где мы приобретали комплекс. Теперь у нас есть свои специалисты, а обслуживать комплекс приезжают инженеры из Санкт-Петербурга".
"Карусель" полностью автоматизирована. При машинном доении молоко поступает из вымени в закрытую систему и не соприкасается с внешней средой. Работа доярок заключается в подготовке коров, надевании доильных стаканов на соски вымени, наблюдении за работой доильной машины и в своевременном ее отключении.
Через закрытую систему по трубкам молоко поступает в танк-хранилище, где содержится при определенной температуре – 3-5 градусов.
Что у коровы на языке, то и на вымени
"В прошлом году весной и осенью купили 120 голов в Ильинском и Мегреге, - пояснил Игорь Клопот, - эти совхозы считаются племстадом. У них идет беспривязное содержание. Нетели, которых мы привезли, уже адаптированные", - рассказал Игорь Григорьевич и показал мне, как живется буренкам в новом дворе.
Теплые, сухие помещения, стройными рядами стоят 120 коров и жуют корм. Я попала в святая святых в час обеда.
Новое оборудование практически полностью автоматизировало не только дойку, но и уход за коровами. Когда корова подходит к кормостанции, с чипа в ошейнике считывается информация, какой вид корма и в каком размере ей нужно подать. Кормят буренок комбикормом и силосом.
Поилки у коров с подогревом, поэтому морозы не страшны, температура воды в них не опускалась ниже 10 градусов.
Пока главный зоотехник Евгения Кондрашкова рассказывала мне о телочках: как и сколько раз их кормят, кого куда переводят, сколько коров должны отелиться, директор ходил вдоль рядов, внимательно и с теплотой смотрел на стадо.
"Знаете, как говорят: что у коровы на языке, то и на вымени, - сказал Игорь Григорьевич, выходя из коровника, - поэтому стараемся кормить хорошо.
Корова бывает кусачей
Строптивых коров, которые не могут есть и доиться без привязи, оставили на старом дворе. Там же живут первотелки, будущие мамы и малыши.
Старые дворы 1974 года постройки, но в них тоже тепло, есть доильные аппараты, где также молоко поступает из вымени в закрытую систему и не соприкасается с внешней средой и попадает в танк-хранилище.
Только буренки здесь находятся на цепях. Евгения Кондрашова сразу предупредила, что ко многим близко подходить нельзя: могут укусить.
"Вот, например, наша Десяточка, - говорит главный зоотехник, - она рекордсменка: 10 тонн молока за 365 дней дала, это по 50 литров в день! Она у нас золотая, но с норовом: кусается, как собака, и треплет так. Сама от нее два раза пострадала. Вот и сейчас, видите, головой мотает, нервничает. Отойдите".
Я еще немного прошлась вдоль рядов: Львица, Статуэтка, Радость, Ильинка смотрели на меня добрыми, какими-то человеческими глазами.
Доярки готовили их к дойке, некоторых приходилось уговаривать. Словно с детьми, разговаривали с коровами доярки, гладили по бокам, трепали за уши.
В награду за любовь коровы дают молоко.
Ладвинское молоко для "Данон" и "Вимм-Билль-Данн", или извините, мы остаемся в Карелии
- В день коровы дают 9 тонн молока 4-процентной жирности, - рассказал Клопота, - реализовываем его в "Славмо". Часть по дачам продаем, в городе торгуем с машин: 700 литров на 4 точки. Лет семь так работаем. В Ладве продаем молоко в магазине при комплексе, он работает три раза в неделю- понедельник, среда, пятница, также продаем мясо. Раньше молоко брала сыроварня, но теперь у них долги, они не могут платить.
По признанию директора ООО "Маяк", до "Славмо" они долго работали с компаниями "Данон" и "Вимм-Билль-Данн" из Санкт-Петербурга. Но сейчас отказались от сотрудничества, так цена там ниже и система расчета не очень удобная.
"У "Славмо" 4 раза в неделю проходит оплата, - объяснил Клопот, - а они 2 раза в месяц рассчитываются. Мы такого пока не можем себе позволить. Когда у нас был дневной надой 6 тонн, Питер приезжал, забирал молоко, тогда у "Славмо" что-то не получалось. Полгода отработали с СПБ, потом они приехали и сказали, что нужны объемы, а объемы мы могли предоставить только через 8 месяцев. Они предложили расстаться пока, так как крюк по дороге не хотелось делать. А когда приехали через 8 месяцев, мы уже со "Славмо" договор подписали. Пришлось ответить, что "извините, мы остаемся пока в Карелии, "Славмо" больше цену предложило".
Доярки приезжают из Петрозаводска
Несмотря на то, что "Маяк" является градообразующим предприятием, на нем из 100 человек большинство это местные жители, проблема с кадрами существует.
По словам Игоря Клопоты, из 100 сотрудников 90 местных, 10 приезжают с других деревень, двух доярок каждый день привозят из Петрозаводска, одна девушка из Ладва-Ветки и одна из Педасельги.
"Стараемся привлекать специалистов, - с какой-то грустью в голосе сказал Игорь Григорьевич, - но они сюда ехать не спешат, так как досуга нет. Даже я кино смотреть в город езжу. Делаем ставки на семейных. Предоставляем им благоустроенные квартиры, зарплаты и работу".
Кстати, средняя зарплата у сотрудников ООО "Маяк" - 21 тысяча рублей. Сторожа, например, получают 8 тысяч, а специалисты – 27.
Специалистов в комплексе работает 25 человек, но, по словам директора, их всегда не хватает, хотелось бы больше.
Также хотелось бы обновить транспортный парк, приобрести силосоуборочный комбайн, построить вторую очередь дворов на 200 коров, чтобы был комплекс так комплекс".
"Ну а пока нам еще за этот кредит 11 лет рассчитываться, - подытожил Игорь Клопот, - поэтому обновляемся на сколько хватает финансов. Есть два больших трактора: одному 3 года, второму 5. На подхвате трактора "Беларусь", они неприхотливы – перебрал, подремонтировал - и дальше поехал".
У "Маяка" 2000 га земли, поэтому есть где работать.
Артезианская вода для буренок
В конце встречи Игорь Клопот рассказал, что на участке земли, которая принадлежит хозяйству, есть скважина глубиной 176 метров.
Там чистейшая артезианская вода. Специалисты, которые проверяли ее качество, рекомендовали открывать производство: разливать по бутылкам и продавать.
"Посчитали, сколько стоит открыть свое производство минеральной воды, и поняли, что сейчас не потянем, вложений много, - признался Игорь Григорьевич.
А пока в хозяйстве продолжают поить артезианской водой коров.
Ира Меркова
Комментарии