Власти Карелии не в состоянии выполнить собственный план по продаже госимущества.
Не помогают этому ни кадровые перестановки чиновников, ответственных в карельском кабинете министров за управление государственной собственностью, ни смена вывески правительственных органов. Прошлой осенью профильный комитет получил даже статус министерства имущественных и земельных отношений, однако в нынешнем году поступления доходов в республиканский бюджет от приватизации региональных активов упали на 27 процентов и составили к началу сентября всего 21,5 миллиона рублей, а годовой план по этому показателю оказался исполнен лишь на 19 процентов.
Едва ли не каждый руководитель правительственного органа, распоряжающегося республиканским имуществом, объяснял эти провалы его неликвидностью. Как выразился один из отставных карельских министров, "все, что можно было продать, продали до нас". Однако, как показывает история приватизации бывших учебных судов Петрозаводского клуба юных моряков, причину "неликвидности" яхт, на которых когда-то учились флотскому делу карельские подростки, лучше искать в тех кабинетах, где принимаются решения о продаже объектов государственной собственности.
Напомню, три бывших учебных судна клуба юных моряков – "Надежда", "Онега" и "Галс" – были включены в региональную программу приватизации в 2014 году, и следующей весной правительство экс-губернатора Александра Худилайнена выставило их на аукцион. Начальная цена на яхту "Онега", которая была построена в 1955 году еще в Восточной Германии, была определена в 587 тысяч рублей, на яхту "Надежда" 1990 года постройки – 939 тысяч рублей, а на судно "Галс" – 292 тысячи рублей. Кроме того, по условиям аукциона, покупателям нужно было дополнительно оплатить предпродажную подготовку объектов.
Уже тогда эксперты довольно скептически отнеслись к тем суммам, которые хотели получить республиканские власти от реализации двух яхт и учебно-тренировочного судна, находившихся в весьма плачевном состоянии. Специалисты называли эти суда "металлоломом" и предупреждали, что финансовые вложения в их восстановление окажутся значительно больше аукционной цены. Не удивительно, что после нескольких неудачных торгов, в том числе на понижение, карельским чиновникам удалось избавиться лишь от яхты "Онега", которая в конце 2015 года была продана посредством публичного предложения жителю Москвы за 293,5 тысячи рублей.
Ни "Надежда", ни "Галс" не реализованы до сих пор, хотя яхту "Надежда" в качестве возможного объекта приобретения рассматривали общественники из организации "Карельский корпус спасателей", которые все это время содержат судно, брошенное когда-то на Ладожском озере.
– Цена на яхту была совершенно необоснованно завышена, – считает председатель организации Алексей Дмитренок. – За такие деньги можно купить современный новый морской катер. Понятно, что не такого размера, но зато не нужно ломать голову над ремонтом, который влетит в копеечку.
По оценке члена совета "Карельского корпуса спасателей" Леонида Гехта, финансовые вложения в ремонтные работы составят не менее миллиона рублей. В нынешнем виде яхта "Надежда" не представляет никакого коммерческого интереса – судно предназначалось для обучения юных моряков, а чтобы превратить его, к примеру, в прогулочное, потребуется переоборудовать рубку и восстановить парусное снаряжение.
– Это как с покупкой какого-нибудь старого "мерседеса": да в него можно вложить миллион и превратить его в люксовый автомобиль, но зачем это нужно, если можно открыть Интернет и найти уже готовые варианты? – заметил Леонид Гехт.
Как рассказал председатель "Карельского корпуса спасателей" Алексей Дмитренок, общественники собирались использовать яхту для работы с кадетами, но образовательной системе республики это оказалось не нужно, и что теперь делать с судном в организации не знают. Пять лет яхта находилась в аренде "Карельского корпуса спасателей", но уже на протяжении нескольких месяцев общественники не могут добиться от республиканского министерства имущественных и земельных отношений заключения нового договора, который бы закрепил права арендатора на очередной пятилетний срок, и поэтому, по словам Алексея Дмитренка, решили вернуть судно собственнику.
– Мы так и не смогли получить от республиканских властей документы на гарантированное управление этим объектом госсобственности, – пояснил председатель "Карельского корпуса спасателей". – Судно стареет, а вкладывать средства в восстановление объекта, на которое мы не имеем прав, – это все равно, что деньги пускать на ветер. Мы поддерживали "Надежду" в течение пяти лет, но даже ежегодные сезонные работы требуют значительных финансовых затрат. Просто прокрутить дизель, посмотреть масло и пройтись несколько часов, чтобы посмотреть работу механизмов – это около 100 литров солярки и 80 литров масла.
Все эти затраты, как и расходы по стоянке яхты, лягут теперь на республиканский бюджет, которому министерство имущественных и земельных отношений Карелии не может обеспечить даже запланированные поступления доходов от реализации материальных и нематериальных активов. Причем, карельским чиновникам придется найти средства и на подготовку судна к зиме, иначе республика может просто потерять один из своих "неликвидных" объектов госсобственности. Но если о ликвидности этого объекта еще можно поспорить, то сорванный из-за нерасторопности чиновников договор аренды – это прямой ущерб республиканскому бюджету.
Валерий ПОТАШОВ.
Фото автора
Комментарии