Продукты питания от местных производителей пользуются особенным спросом у жителей Карелии.
Однако предпринимателям республики непросто выдерживать конкуренцию с крупными российскими компаниями, которые за счет больших объемов держат низкие цены. Тем не менее, в Карелии немало успешных предприятий, работающих в сфере пищевой промышленности, в том числе среди представителей малого и среднего бизнеса. Одно из них — компания ООО «Деликат», выпускающая продукцию под брендом «Фарш Тесто». Как предприятию удалось отвоевать комфортное «место под солнцем» рассказал гендиректор и соучредитель фирмы Денис Амосов.
— Ваш путь в бизнесе начался с истории, которая, казалось бы, должна была отбить у вас всякое желание им заниматься. Во всяком случае, в сфере производства. Вы работали на Карельском мясокомбинате, а он вдруг взял и закрылся несмотря на популярность его продукции и продолжительный опыт работы. Как вы решились после такого пойти в этот бизнес?
— Возможно, это было неожиданное решение. Я хоть и работал на Карельском мясокомбинате, но не занимался там непосредственно производством. Я был системным администратором, занимался программным обеспечением, моей зоной ответственности была 1С.
— А по образованию вы программист?
— Математик. Я закончил ПетрГУ, после этого занимался установкой и сопровождением 1С, пытался писать программы для каких-то случайных клиентов, немножко успел поработать на «Славмо», а потом попал на мясокомбинат и остался там на 15 лет. Когда он прекратил свое существование, надо было решать — продолжать работать на кого-то или пытаться что-то сделать самому.
— Но можно было создать какой-нибудь IТ-бизнес — это сейчас в тренде, услуги программистов очень востребованы. Тем не менее, вы решили заняться производством. Почему?
— Может быть, потому что я долго проработал на производстве и в душе уже так проникся этой темой, что она стала мне ближе, чем IТ. К тому же я написал всю систему учета Карельского мясокомбината и неплохо изнутри знал, как работает это производство. А то, что оно закрылось, меня не напугало. Жители Карелии с удовольствием приобретают продукцию местного производства. Когда надо было делать выбор, поступило предложение выкупить готовый бизнес на начальном этапе существования — бренд «Фарш тесто». Мы с компаньонами этот бизнес выкупили и занимаемся им с 2019 года.
— На чем, по вашему мнению, держится «кулинарный патриотизм» жителей Карелии?
— Он держится на желании потреблять качественный продукт без каких-либо заменителей и вкусовых добавок. И мы эту идею продвигаем. У нас тесто — это тесто, там нет ничего, кроме муки, соли, воды и яичного меланжа — это то же натуральное яйцо, но в сушеном виде. А фарш — это фарш, в котором есть только мясо, лук, причем натуральный, и натуральные специи. Когда запускаем новую продукцию, сами ее пробуем. Слепили несколько пельмешек, сварили, попробовали. Если устраивает — запускаем производство. Мы производим то, что едим сами, чем кормим наши семьи.
— Рецепты сами придумываете?
— Мы постоянно пробуем что-то новое, ищем — у нас талантливый технолог, которому интересно воплощать свежие идеи. Но сейчас мы решаем другую задачу — продвижение бренда. Мы нацелены не на расширение ассортимента, а на стабильное качество и значительное увеличение объемов производства. Поэтому на данном этапе мы используем проверенные временем рецепты: пельмени классические, с олениной и говядиной, продукция из индейки (котлеты и пельмени), а также рыбная продукция — котлеты «Беломорские» и пельмени «Калевала».
— Из одних и тех же продуктов у разных хозяек получаются совершенно разные по вкусу блюда. Пельмени классические у одного производителя — это не то же самое, что классические пельмени у его конкурента. У вас есть свои секреты?
— Конечно, рецептура подразумевает определенные пропорции того, что ты туда замешиваешь, и технологию производства. От этого зависит вкус. У нас есть своя технология и свой подход к рецептуре.
— Вы купили уже готовый бренд «Фарш Тесто», но два года назад о нем мало кто знал. Сейчас он стал более узнаваемым среди потребителей. Вы вкладываетесь в рекламу или достаточно соцсетей? Как вы себя продвигаете?
— Соцсети — это основное. Но мы подходим к рекламе в соцсетях осознанно, с четкой стратегией. Понятно, что нам трудно конкурировать с брендами, которые люди ежедневно видят в телевизоре, но мы даем рекламу с прицелом на определенную аудиторию. Например, пельмени –это продукт в основном для холостяков, а вот продукция из индейки — это ориентир на диетическое здоровое питание, поскольку на индейку практически не бывает аллергии. Так же мы работаем и по другим целевым группам. Мы доносим до потребителя, чем мясные продукты, которые мы производим, отличаются о мясосодержащих, объясняем нюансы выбора продукта, рассказываем, как его готовить и даем много другой информации. Это работает! Если мы заключаем договор с новым магазином, то в группе ВКонтакте сообщаем адрес этой точки. И спустя день-два нам рассказывают, что покупатели просят именно «Фарш Тесто» со словами «Мы знаем — у вас оно есть».
— По объемам производства вы уже средний бизнес или еще малый?
— Пока малый, но мы развиваемся. Сейчас на нас вышла торговая сеть «Перекресток». Начнем работать с ней пока по Карелии, дальше рассчитываем на Санкт-Петербург, а потом посмотрим. С другими торговыми сетями тоже есть планы. Большой интерес проявляют турфирмы, которые хотят кормить своих гостей качественным натуральным продуктом. Сейчас наша задача — выйти на более масштабный рынок, чтобы у людей был выбор — либо они покупают дешевый продукт, либо качественный, то есть наш.
— Небольшому производству трудно конкурировать с крупными производителями. Как собираетесь побеждать?
— Не скажу, что мы полностью решили этот вопрос, но финансовые результаты показывают, что мы способны бороться за потребителя. Мы работаем с прибылью. А дальше будем увеличивать объемы, посмотрим…
— Как вы пережили прошедший год, который был тяжелым для многих сфер бизнеса?
— Когда начали вводить ограничения по времени посещения магазинов для пенсионеров и молодежи, произошло небольшое снижение продаж. Люди не привыкли, что они не могут что-то купить, когда им это нужно. Они заходили в магазин и, если им отказывали в обслуживании, они уже не возвращались. В небольшие торговые точки пускали по два-три человека, покупатели не хотели стоять на улице и уходили. Магазин продавал меньше нашей продукции, соответственно следующий заказ он тоже делал меньше. Но, в целом, я не скажу, что мы как-то просели по продажам. Просто произошло изменение цикличности спроса.
— Государство вам помогало?
— Мы получили содействие Центра «Мой бизнес» в подготовке бизнес-плана на запуск цеха по производству пельменей. Сотрудничали с Региональным центром инжиниринга, который помогает производственным компаниям региона. Там же мы подавали заявки на субсидии по линии Минэкономразвития Карелии. В 2020 году мы возместили часть арендных платежей, расходов на приобретение оборудования и затрат по процентам по кредитам. Правда, финансовую поддержку удобнее получать в обратном порядке: находишь деньги — приобретаешь дорогостоящее оборудование. Но в любом случае — это реальная помощь. Кстати, обязательное условие предоставления субсидий — количество рабочих мест не должно сокращаться. Нас это не пугало: по сравнению с 2019 годом штат компании вырос на треть. И мы планируем дальше набирать людей.
— Оглядываясь назад, не жалеете, что занялись производством?
— Не жалею. Желание делать качественный продукт, который будет нравиться нам самим и нашим покупателям, воплотилось в жизнь. Это главное. Я могу гордиться тем, что я что-то создаю. Для меня это важно. Я не просто так хожу на работу и каждый месяц получаю зарплату, а стараюсь сам заработать на себя, своих сотрудников и дальнейшее развитие предприятия. Это интересный процесс, хотя и сложный психологически. Но впереди ещё много новых целей, которые хочется достичь.
Алексей УККОНЕ
Комментарии