Глава «Карелия Палп» рассказал о своем видении дальнейших перспектив предприятия и о том, можно ли сделать бизнес производителей газетной бумаги прибыльным.
Ситуацию, сложившуюся на рынке газетной бумаги, можно назвать кризисной. Два из четырех основных игрока рынка — Кондопжский ЦБК и «Волга» — находятся в стадии банкротства. Как считает генеральный директор «Карелия Палп» (эксклюзивный продавец продукции Кондопожского ЦБК) Павел Калугин, причина трудностей в отрасли — сокращение объемов потребления «бумажных» СМИ и сжатие рекламного рынка. В интервью РБК Петербург глава «Карелия Палп» рассказал о своем видении дальнейших перспектив отрасли и о том, можно ли при нынешней конъюнктуре сделать бизнес производителей газетной бумаги прибыльным. Публикуем фрагменты интервью, посвященные ситуации на ОАО «Кондопога».
- Какова финансовая ситуация на вашем предприятии?
- Ситуация вполне стабильная, но она целиком зависит от производственной деятельности комбината. Каким бы талантливым продавцом, снабженцем и логистом вы ни были, без бесперебойного выпуска качественной продукции очень сложно обеспечить устойчивое финансовое развитие, и здесь мы с комбинатом связаны одной нитью! Более двух лет наша компания стабильно поставляет на комбинат сырье и материалы, что позволяет ЦБК выпускать газетную бумагу в объемах полной загрузки буммашин. Если наш тандем будет работать успешно, то финансовая ситуация в ООО «Карелия Палп» и на ОАО Кондопога будет стабильной, а деятельность прибыльной.
- То есть прибыли на Комбинате нет?
- На комбинате есть внешний управляющий и собрание кредиторов, которые определяют деятельность предприятия на сегодняшний день. По моему мнению, план внешнего управления реализуется достаточно успешно. Говорить о прибыльности комбината преждевременно, пока не решены ключевые вопросы — комбинат до сих пор не имеет собственной лесосырьевой базы, тратит значительные средства на социальные объекты и обязательства, содержит непрофильные активы, кроме того, не решены вопросы тарифов по передаче электроэнергии. На все это требуется время и ресурсы, как финансовые, так и человеческие. Мы со своей стороны стараемся помочь комбинату в этих вопросах и считаем это своей главной задачей.
- Сейчас идут разговоры о введении экспортной пошлины на газетную бумагу, чтобы переориентировать ее на внутренний рынок. К каким результатам мог бы привести такой шаг?
- Экспортные пошлины не повернут бумагу с экспорта внутрь России, поскольку продажи на внутреннем рынке, как я уже сказал, убыточны для производителей бумаги, и этот убыток они покрывают за счет экспорта. Половина производителей бумаги уже сейчас — банкроты, а если ввести экспортную пошлину, то отрасль может вообще умереть. Правительство прекрасно понимает, что если вся отрасль будет работать либо в ноль, либо в минус, то положительного эффекта это не даст. Они соберут 19 долларов пошлины, что прибавит к текущей цене 1,5 тыс. рублей. А если мы повышаем цену на 9% в год, это прибавляет к текущей цене 2 тыс. рублей. Считайте сами — велика ли выгода от введения пошлины? Мой прогноз — экспортной пошлины не будет, поскольку она бессмысленна.
- Однако если учесть, что потребление газетной бумаги падает, торг по поводу текущих цен на бумагу ваших долгосрочных задач не решает. Каким вы видите будущее Кондопожского ЦБК?
- Надо понимать, что падает производство бумаги в высокоразвитых странах. В России процесс уменьшения объемов связан не столько с распространением электронных медиа, сколько с тем, что реклама переходит на другие носители. Но при этом у нас остается достаточно большая прослойка населения, которые потребляют и будут потреблять бумажные СМИ. Те же пенсионеры на гаджетах читать газеты еще долго не будут. Так что рынок для нашей продукции все равно останется. Мы не уйдем с внутреннего рынка, но мы ценим и те рынки, которые рассматривает как стратегические. Рынок Индии, например, растет на 2-3% в год. Репутация и объемы поставки кондопожской бумаги на этом рынке растит год от года.
- А как на Западе решают проблему спада потребления газетной бумаги?
- Основное решение проблемы — диверсификация производства. Она бывает двух видов — жесткая, хирургическая диверсификация, когда машина перенастраивается на выпуск совершенно другой продукции. А есть более мягкий, канадский вариант — когда машина переоборудуется так, что она может выпускать смешанные виды продукции.
- То есть, если спрос на газетную бумагу упадет, можно просто перестать ее делать и заменить чем-то другим.
- Можно. Любую бумагоделательную машину можно диверсифицировать.
- Существует ли конкретный план по выводу комбината из его нынешнего состояния?
- Повторюсь, комбинат находится в процедуре внешнего управления и его главный орган управления — собрание кредиторов, по сути собственниками комбината являются кредиторы. С моей стороны говорить за всех было бы не совсем корректно. Наша задача, как ключевого кредитора, сейчас поддерживать стабильную работу комбината, это означает не только производить бумагу, но и осуществлять массу социальных функций — сохранять рабочие места, отапливать город с населением 36 тысяч жителей, поддерживать работу социальных объектов — Дворца спорта, поликлиники и так далее.
Однако у нас есть ясное представление о возможных перспективах развития комбината с новым собственником, но подчеркиваю — полноценным собственником, не обремененного долгами и готового вкладывать средства в дальнейшее развитие.
- То есть что-то новое можно выстроить?
- Кондопога — уникальная площадка, на ней можно выстраивать любой производственный бизнес.
Комментарии