Банки не вправе взимать плату за обслуживание пластиковых кредитных карт и счетов, открытых для получения потребительских кредитов.
Банки не вправе взимать плату за обслуживание пластиковых кредитных карт и счетов, открытых для получения потребительских кредитов.
Как сообщает информагентство АПИ, такое решение принял Арбитражный суд Москвы по итогам рассмотрения спора Роспотребнадзора и одного из банков.
Согласно типовому договору потребительского кредита для зачисления ссуды в рамках исполнения кредитного договора на имя заемщика открывался счет и выдавалась пластиковая карта. Одновременно клиент подключался к программе страховой защиты. За такую услугу, включающую сбор, обработку и техническую передачу страховщику информации о заемщике, со счета клиента в безакцептном (принудительном) порядке списывалась комиссия в размере 9,1 тысячи рублей – примерно треть от начисляемых за пользование самим кредитом процентов.
Расценив такие действия как ущемление прав потребителей, надзорный орган наложил на банк административный штраф в размере 10 тысяч рублей. Арбитражный суд, в который обратилась кредитная организация, признал такие санкции законными и обоснованными.
Действующее законодательство не запрещает банку открывать заемщику счета, но все операции по ним, связанные с исполнением обязательств по договору потребительского кредита (открытие счета, выдача и зачисление суммы займа), должны осуществляться бесплатно.
Роспотребнадзор также выявил нарушения в ходе проверки выдачи наличных денежных средств с кредитных карт через банкоматы и кассы банка. В этих случаях взималась комиссия в 6,9-7 процентов (но не менее 500-700 рублей за одну операцию). Такой же сбор должны были заплатить заемщики при получении наличности в беспроцентный стодневный период кредитования. Кроме того, ежемесячно за обслуживание счета с клиента удерживалось 1,99 процента от суммы текущей задолженности. От 240 до 350 рублей потребители должны были заплатить за получение выписок и справок по депозитным счетам.
В надзорном ведомстве сочли незаконным взимание дополнительной платы по кредитному договору. К такому же выводу пришел и арбитражный суд.
«Банк имеет право на получение отдельного вознаграждения (комиссии) только в том случае, если оно установлено за оказание самостоятельной услуги клиенту. Спорные комиссии были установлены банком за снятие со счета наличных денежных средств, то есть совершение таких действий, которые непосредственно не создают для потребителя какого-либо отдельного имущественного блага или иного полезного эффекта со стороны банка (а также не являются платой за ведение счета), поэтому не являются отдельной предоставляемой услугой. Взимание комиссии за выдачу со счета клиента наличных денежных средств при безналичном поступлении средств от юридического лица по кредитному договору не предусмотрено действующим законодательством и нарушает права потребителя», – констатировал арбитражный суд.
Нелегитимной служители Фемиды признали и плату за выдачу выписок и справок, так как потребитель вправе знать о состоянии счета (количестве денежных средств на счете) и движении по счету. «Реализация данного права потребителя не может быть обусловлена уплатой им какого-либо вознаграждения за предоставление такого рода информации. Довод банка о том, что предоставление справок и выписок по счету является самостоятельной банковской услугой, несостоятелен», – отмечается в решении суда.
Комментарии