Результаты мониторинга переданы в Банк России
Результаты мониторинга переданы в Банк России
При выдаче кредитов банки активно навязывают клиентам дополнительные услуги, в частности – страховки, что запрещено законом «О потребительском кредите (займе)». Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» проанализировали несколько сотен жалоб клиентов на подобные нарушения и составили рейтинг наиболее часто упоминаемых финансовых организаций. Мониторинг проводился на основе открытых данных интернет-форумов финансового профиля (banki.ru, sravni.ru, bankir.ru и др.), по обращениям, оставленным потребителями во втором квартале 2015 года. Всего было проанализировано триста сообщений, среди которых наибольшее
количество жалоб, связанных с навязыванием страховок, пришлось на банк «Русский стандарт» (27%), Московский кредитный банк (21%) и Альфа-банк (20%). Далее следуют «Кредит Европа банк» (12%), банк «Хоум кредит» (15%) и Русславбанк (5%).
Эксперты обращают внимание на то, что действия банка, связанные с предоставлением заемщику услуги по страхованию жизни и здоровья, могут быть признаны не соответствующими закону «О защите прав потребителей» в случае, когда человеку было отказано в получении кредита в следствии его отказа от допуслуги. В соответствии со статьей 16 этого закона, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), должны быть возмещены продавцом или исполнителем в полном объеме. Однако проблема заключается в том, что доказать это крайне сложно - банки не обязаны объяснять причину отказа в выдаче кредита.
Ранее эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» выявили, что в ряде регионов страховые компании навязывают гражданам дополнительные услуги, в том числе страховые полисы, при оформлении полисов ОСАГО. «В июле мы проводили мониторинг ситуации с выдачей полисов ОСАГО в Петрозаводске. – рассказал член регионального штаба Владимир Кванин, - На тот момент все опрошенные компании подтвердили, что у них имеются в продаже полисы. Однако в двух компаниях сообщили об ограничениях: в
«Гайде» часть полисов использовали только для пролонгации услуги «своим» клиентам, в «Уралсибе» тоже продавали полисы для «своих», а новым клиентам предлагали ждать месяц. При этом опрос, проведенный в социальных сетях показал, что более 50% автовладельцев все же сталкивались в этом году с навязыванием дополнительных услуг при покупке полиса».
Информацию об нарушениях со стороны страховых компаний Народный фронтнаправил в Центробанк и попросил регулятора со своей стороны проверить
работу страховщиков и принять соответствующие меры.
Антон Вересов
Комментарии