Банки начали активно переманивать клиентов микрофинансовых организаций (МФК), предлагая им краткосрочные небольшие ссуды.
Опрос, проведенный газетой «КоммерсантЪ», показал, что все больше крупных банков предлагают своим клиентам так называемые займы до зарплаты (до 30 тыс. руб., сроком на месяц). В большинстве случаев такие продукты рассчитаны на зарплатных клиентов. Такие проекты реализуют Сбербанк, Альфа-банк, Почта-банк, изучают направление и другие крупные игроки.
Cервисом Сбербанка «Деньги до зарплаты» воспользовались более 100 тыс. клиентов за два месяца, а общая сумма выдач превысила 1 млрд руб. Сервис был запущен банком в мае 2021 года. В октябре прошлого года Почта-банк запустил сервис «Запасной кошелек», с помощью которого можно занять у банка до зарплаты или пенсии до 10 тыс. руб. Если погасить всю задолженность до даты следующего платежа (в течение месяца), то комиссии за обслуживание не будет. Сервис подключили несколько десятков тысяч человек.
Похожий проект есть и у Альфа-банка. Банк позволяет в рамках зарплатного проекта получать деньги вперед неограниченное число раз, и за месяц таким образом можно получить до 80% зарплаты вперед. Свой сервис коротких займов разрабатывает и «Тинькофф», однако банк пока не раскрывает детали проекта. Есть спрос со стороны клиентов, предложение будет востребованным, прокомментировали свои планы в банке.
В ВТБ отметили, что большинство банков смотрят в этом направлении, видя в нем «более клиентоориентированный путь решения финансовых трудностей граждан, чем займы в МФО». Займы до зарплаты в будущем видятся как важный элемент сервиса, который будет пользоваться большим спросом, согласен управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка Андрей Спиваков. Однако пока банк не видит особого интереса к таким микрозаймам, говорит он.
Микрофинансовые организации сдаваться без боя не намерены.
По данным ЦБ, у банков средняя полная стоимость кредита по подобным продуктам составляет около 15,7%. На таких условиях банки могут забрать лишь «лучших заемщиков», считает господин Мехтиев.
Аудитории у займов МФО и банковских продуктов совершенно разные, согласен гендиректор «Юником24» Юрий Кудряков: «Банки предлагают этот продукт для зарплатных клиентов, в чьей платежеспособности уверены. МФО же работают с людьми, которые имеют доход, но не имеют возможности его подтвердить».
Комментарии