Будущее пограничного пропускного пункта на российско-финской границе под вопросом
Будущее пограничного пропускного пункта на российско-финской границе находится под вопросом
Эту проблему обсуждали 13 марта на встрече министра по делам молодежи, физической культуры, спорту и туризму Карелии Александра Воронова, представителей республиканского министерства экономического развития и сотрудников Института экономики Карельского научного центра Российской Академии наук с делегацией администрации финского города Лиекса, лесопромышленниками и дипломатами соседней страны. Пункт упрощенного пропуска Инари в Муезерском районе был вторым по значимости на карельском участке российско-финляндской границы. Всего же из 15 автомобильных пунктов пропуска, действовавших на территории республики, в утвержденный перечень российских пунктов из Карелии вошли два - Инари и Сивера-Пайки в Лахденпохья.
Инари работает уже 18 лет. Когда-то нагрузка в нем достигала предела пропускной способности, так что доступ новых участников экономической деятельности был ограничен. Но с увеличением таможенных пошлин на экспорт лесоматериалов, грузопоток резко снизился. Как отметил заместитель начальника управления внешнеэкономических, межрегиональных и международных связей и торговой деятельности Минэкономразвития Карелии Александр Павлов, не факт, что Инари непрерывно проработает до конца 2012 года.
Это обстоятельство обеспокоило финскую сторону. Однако делегация из Финляндии уверена, что Инари ждет большое будущее в связи со вступлением России в ВТО и снижением таможенных пошлин, которые приведут к увеличению объема поставок. Тогда Инари можно будет использовать не только для пропуска древесины и грузоперевозок, но и в качестве туристического пропускного пункта, надеется мэр города Лиекса Тимо Хартикайнен. Тем более что регион Лиекса и Муезерский район - благоприятные и выгодные территории для развития природно-экологического туризма.
«Отсутствие регулярных обменов в пункте Инари, как и неразвитая дорожная сеть, сдерживают развитие туризма. Однако местные жители, администрация района приветствуют инициативу с туризмом», - заметил начальник отдела туризма министерства по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму республики Владимир Громов.
Пропускные пограничные пункты имеют специфический статус. Он регламентируется российско-финляндским соглашением, подписанным еще в марте 1994 года. По нему экспорт лесоматериалов и другое приграничное сотрудничество являются основными направлениями деятельности пропускных пунктов. Второй аспект соглашения Финляндия видит в трансграничном туризме, прокомментировал Павлов. Однако российская сторона понимает работу пунктов исключительно для грузовых перевозок, а не как пассажирский пропуск туристов. Оснащение Инари с российской стороны полностью соответствует грузовому сообщению. Для пассажирских же перевозок пункт Инари не оснащен необходимым оборудованием.
По российскому законодательству эти вопросы могут быть решены в рамках обустройства, развития пункта пропуска. Но для этого необходимо сначала принять какое-то предварительное решение, подготовить документацию и смету и затем приступить к строительству международного автомобильного пропускного пункта. Этот вопрос было бы проще решить, если бы пункт Инари входил в федеральную целевую программу «Государственная граница РФ», отметил Павлов.
Чтобы как-то урегулировать вопросы с пассажирскими перевозками через Инари, финская делегация планирует провести встречи с российскими комиссарами пограничных управлений и связаться с аналогичным управлением в Хельсинки. Подводя итоги встречи, Александр Воронов отметил заинтересованность обеих сторон в развитии пропускного пункта. В качестве перспективных направлений карельский министр остановился на создании международного автомобильного пропуска, который будет способствовать развитию туризма в Финляндии и Карелии, а также на организации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Кроме того, министр предложил организовать рабочую группу, которая и займется вопросами пропускного пункта Инари.
Комментарии