Закон «Об образовании» нуждается в серьезных поправках.
Закон «Об образовании» нуждается в серьезных поправках.
27 октября в ЗС РК на «круглом столе» Комитета по образованию, культуре и делам молодежи обсуждался проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который должен вступить в силу 1 июля 2012 года. Новый документ заменит два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. Текст закона состоит из 274 страниц и двадцати глав. До 1 декабря текст обновленного законопроекта будет опубликован на сайте Министерства образования России, а в настоящее время продолжается внесение в него поправок.
Как сообщила председатель Комитета по образованию Елена Ворошило, от Карелии уже были отправлены предложения, в частности, касающиеся дошкольного, высшего образования и социальной защиты педагогов.
По словам участников «круглого стола», в новом законе – огромное количество недоработок, которые предстоит устранить. Так, директор Петрозаводского автотранспортного техникума Владимир Беляев высказался о структуре отношений между федеральным центром и субъектами, как о тяжелой и неповоротливой машине. «Чтобы сдать в аренду унитаз, нужно полгода ходить пешком до Москвы и обратно, – сказал Беляев, имея в виду не вполне прозрачное разграничение полномочий между центральными и местными органами образования. – Мы плаваем в правовом море, и учить плавать нас никто не хочет».
Представители библиотечной системы посетовали, что в новом законе ничего не прописано о школьных библиотеках. Между тем, сейчас у школьных библиотекарей нет статуса педагогического работника и, соответственно, надбавок. Наблюдается большая проблема с кадрами: только три человека заканчивают соответствующее отделение в колледже культуры, и есть вероятность, что школьный библиотекарь в скором времени станет ретро-профессией.
Директор лицея № 1 Эмилия Слабунова назвала фундаментальной недоработкой нового закона финансовое обеспечение сферы образования. «Государство попыталось минимизировать все, что с этим связано, и найти обтекаемые формулировки, – сказала она и предложила ряд статей дополнить строкой о финансовом подкреплении. – Государство надеется, что педагоги сварят кашу из топора. Но оно должно выделить хотя бы крупу. А на сахар и масло мы уж сами заработаем». Кроме того, удивление директора вызвало то, что каждое образовательное учреждение должно иметь свой сайт с размещенными на нем персональными данными об учителях, перечнем школьного имущества и результатах интеллектуальной деятельности педагогов. «Видимо, нашему ведомству дано задание парализовать всемирную паутину, – сказала Слабунова. – Зачем нам в Карелии знать имена учительниц из Тамбовской губернии? А перечень имущества – это готовый план действий для криминальных структур, которым останется только подгонять машины, чтобы вывозить компьютеры и интерактивные доски». В целом она охарактеризовала документ как «какой-то вязкий и оставляющий ощущение опасности, которая таится в ряде его мест».
По словам других участников «круглого стола», их надежды на прозрачность и упрощение закона также не оправдались, поэтому необходимо серьезно его дорабатывать.
Комментарии