Приграничная Карелия может оказаться на передовой "санкционной войны"
Приграничная Карелия может оказаться на передовой "санкционной войны"
Если депутаты Госдумы и некоторые высокопоставленные федеральные чиновники не охладят свой воинственный пыл в стремлении как можно больнее ответить Финляндии за отказ пустить в страну российских парламентариев, попавших в "черный список" ЕС, тихая приграничная Карелия может оказаться на передовой "санкционной войны". Предложение секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева ограничить лесную торговлю с соседней страной уже заставило понервничать карельских лесопромышленников едва ли не больше, чем их финских партнеров и конкурентов, а инициатива депутата Госдумы от КПРФ Леонида Калашникова применить в отношении Финляндии "специальные экономические меры", включающие, в частности, запрещение внешнеэкономических операций и ограничение туристической деятельности, грозит окончательно развалить экономику экспортно-ориентированной республики, для которой соседнее государство традиционно являлось основным внешнеторговым партнером.
По всей видимости, в Москве до сих пор пребывают в иллюзии, что экономика Финляндии держится исключительно на лесной промышленности и, оставшись без российской древесины, финские целлюлозно-бумажные комбинаты попросту встанут. Однако, несмотря на то, что Россия, действительно, является крупнейшим зарубежным поставщиком лесного сырья на финский рынок (ее доля в финском импорте древесины превышает 70%), в целом импортные поставки "круглого леса" покрывают менее одной пятой сырьевых потребностей лесной промышленности Финляндии. Остальные четыре пятых финские лесопромышленники покупают у своих лесовладельцев, и те не прочь увеличить эту долю. Два года назад мы беседовали с руководителем лесного направления Центрального союза сельхозпроизводителей и лесовладельцев Финляндии (MTK) Юхой Хаккарайненом и тот заявил, что финские частные лесовладельцы даже готовы поставлять свою древесину в Россию. "Мы можем увеличить ежегодный объем наших лесозаготовок на 15-20 миллионов кубометров, но пока для этого недостаточный спрос. Но если появится спрос на российской стороне, мы можем направить наши сырьевые потоки в Россию", - сказал тогда Хаккарайнен.
Иными словами, прекращение поставок российского "кругляка" в Финляндию будет болезненным для финских лесопромышленников, которым придется отказаться от дешевого сырья из России, но не таким уж критическим, как полагают в Москве. А вот для многих карельских лесозаготовителей, которым экспорт древесины в Финляндию, помогал держаться на плаву, этот удар может оказаться смертельным. Куда они будут сбывать березовые балансы, которые в Карелии, да и в соседних с ней регионах, почти не используют? О необходимости глубокой переработки древесины на территории республики в Карелии говорят еще со времен ее первого и единственного избранного главы Сергея Катанандова, но лесоперерабатывающих мощностей с тех пор особо не прибавилось, а несколько лесозаводов вообще прекратили свое существование. Может, разумнее было бы для начала разобраться со своим лесопромышленным комплексом, прежде чем в обидах выбивать из под него последние деревянные опоры?
Еще большими негативными последствиями для приграничной республики могут обернуться ограничения внешнеэкономической деятельности. Даже после начала "санкционной войны" Карелии удавалось сохранять прежний объем внешней торговли с соседней Финляндией. По данным Росстата, объем двухстороннего внешнеторгового оборота в 2014 году сократился незначительно – с 253,6 миллиона долларов США до 252,9 миллиона. При этом стоимость карельского экспорта в Финляндию уменьшилась с 204 миллионов долларов США до 186,8 миллиона, а финского импорта в Карелию увеличилась с 49,6 миллиона долларов США до 66,1 миллиона.
В первом квартале нынешнего года ситуация стала ухудшаться: внешнеторговый оборот между Карелией и Финляндией составил только 39,3 миллиона долларов США и по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом сократился в 1,6 раза, или на 22 миллиона долларов. При этом, объем карельского экспорта в соседнюю страну уменьшился в 1,5 раза – до 33,7 миллиона долларов, а финский импорт в Карелию упал в 1,7 раза - до 5,6 миллиона долларов. Доля Финляндии во внешнеторговом обороте приграничной республики снизилась с 18,2% до 15,6%, и крупнейшим внешнеторговым партнером Карелии стала далекая Турция. Однако новый виток "санкционной войны" способен только усугубить этот спад, и от самой протяженной границы с ЕС республика вообще не будет иметь никаких выгод.
Валерий Поташов
Комментарии