Республиканский госкомитет по ценам и тарифам не согласен с методикой расчета роста тарифов на ЖКХ в Карелии, но вынужден подчиняться.
Республиканский госкомитет по ценам и тарифам не согласен с методикой расчета роста тарифов на ЖКХ в Карелии, но вынужден подчиняться.
19 ноября российское правительство утвердило индексы роста платы граждан за коммунальные услуги на 2017 год. В распоряжении кабмина, опубликованном на официальном сайте правовой информации, говорится о средних величинах, при этом каждый субъект РФ получил свой процент. Как гласит документ, в Карелии «коммуналка» с 1 июля следующего года должна «в среднем» подорожать на 3,7 процента. Что скрывается за этой лаконичной цифрой? Об этом в эфире «Радио России – Карелия» рассказал председатель Госкомитета РК по ценам и тарифам Артур Мяки. Предлагаем вам наиболее интересные фрагменты этого интервью.
- Мы сейчас говорим только о коммунальных платежах?
- Совершенно верно. Жилищные услуги сюда не относятся. Коммунальные услуги – это водоснабжение, водоотведение, газ, электроэнергия, тепловая энергия, а жилищные – это, соответственно, уборка подъездов, улиц, ОДН, ремонты, обслуживание домов и так далее.
- 3,7 процента для Карелии – это средний или предельный индекс?
- Это средний индекс по субъектам, но, в то же время, как бы максимальный индекс роста платы граждан, который допускается в среднем по Российской Федерации и по каждому региону в частности. По республике Карелия установили 3,7 процента плюс 2,2 процента отклонения - в том случае, если есть инвестиционная программа, или у организации существенно сократились объемы по каким-то причинам, или произошли иные изменения, влияющие на тариф.
Раньше Федеральная служба по тарифам устанавливала максимальные предельные индексы роста тарифов на каждый вид услуги (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и так далее). Начиная с 2015 года, единственным регулятором роста платы коммунальных услуг является индекс роста платы граждан по 400-му Постановлению Правительства РФ («О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». – прим. ред.).
И теперь не столь важно – одна услуга может больше расти, другая меньше, – но рост среднего совокупного платежа гражданина (если вы, например, возьмете «платежку» за июнь и июль) должен составить не более 5,9 процента.
Совокупный платеж граждан складывается из всех коммунальных платежей – за электричество, тепло, водоснабжение, водоотведение, газ. Пока это основные факторы, влияющие на совокупный индекс роста платы граждан. Соответственно, у каждого поселения, у каждого вида услуг есть своя доля, которая влияет на этот индекс. Например, по теплоснабжению – это примерно 50-60 процентов, примерно 7 процентов по водоснабжению и водоотведению. И мы можем принимать решение повышать индексы до 5,9 процента, но где-то соответственно должно быть снижение, чтобы средний процент был 3,7.
- То есть, если человек получит «квиточек» и увидит, что там, скажем, за отдельную услугу, например, за водоотведение, тариф подскочил более, чем на 5,9 процента даже, то это не значит, что все установленные максимумы превышены, поскольку в других услугах произойдет соответствующее снижение?
- Совершенно верно. Но! В прошлом году многие муниципальные образования (где-то порядка половины поселений) на сессиях советов приняли решение о том, что можно превышать индекс роста платы граждан на определенную величину. На сегодняшний день это разрешено и связано с тем, что где-то есть инвестиционная программа, которую надо реализовывать. Как, например, в Петрозаводске. Очистные сооружения, вы знаете, построены, мы добились чистой воды, теперь надо чистых стоков добиться. И до 2022 года эта возвратность инвестиций инвестору в тарифе сохраняется, соответственно, рост по Петрозаводску, например, на воду, всегда будет выше, чем по всей остальной Карелии, потому что объем инвестиций достаточно большой, и население участвует здесь только в маленькой доле…
- То есть, можно прогнозировать, хотя с некоторой долей вероятности, что такая же ситуация повторится в этих районах, городах и в следующем году?
- Все зависит от того, как будет складываться экономика: на этот год были инвестиционные программы, в следующем их может не быть…
- Мы сейчас говорили о двух цифрах: 3,7 и 2,2 . Теперь появилась еще и третья…
- Первая утверждена правительством. Теперь глава республики должен выпустить свой указ, который готовим мы, об индексах по каждому поселению. В среднем он должен быть 3,7. Но муниципальное образование, если есть инвестиционная программа, имеет два варианта: обратиться к главе с просьбой установить индекс роста платы граждан выше, потому что есть необходимость реализации инвестиционных программ. Второй вариант: глава, или мы, как орган, занимающийся этой темой, может обратиться с просьбой превысить индекс, если по каким-то поселениям у нас он «не вмещается». Тогда из общей статистики, которую ведет Российская Федерация, данное превышение исключается, и мы попадаем в 3,7. В свою очередь, 5,9 процента мы можем поставить без согласования с местным самоуправлением, если так сложилась экономика.
- А порог превышения?
- Его нет. В ряде населенных пунктов Прионежского района, например, реально все отказываются обслуживать сети: тариф низкий, так исторически сложилось. И люди либо останутся без воды, вообще, либо примут решение о превышении и о какой-то инвестиционной программе. Местное самоуправление может тоже отказаться от воды, это тоже их право, потому что полномочия по водоснабжению и водоотведению у нас у местных поселений. С теплом уже сложнее, это сейчас на республике, и мы не допустим, чтобы тепло в каком-то населенном пункте отсутствовало.
Надо (населению. – прим. ред.) оперировать цифрой «5,9», это уже наша задача, чтобы где-то снизить, чтобы выйти на 3,7 процента. Но если рост превышает 5,9, вы должны уточнить, нет ли такого решения у органа местного самоуправления. Если нет, тогда это повод обращаться к нам и в Госжилинспекцию - она, как правило, контролирует выставление счетов и обязана отреагировать и наказать компанию, если такое происходит.
- Кстати говоря, вы неоднократно на брифингах подчеркивали, что экономически обоснованный тариф в целом по всем услугам гораздо выше…
- Нет, не по всем. У нас установлен двухуровневый тариф только в теплоснабжении и газоснабжении - экономически обоснованный и доступный для населения. Грубо говоря, если был низкий тариф, а экономика показывает, что предприятие не справляется… Оно обязано оказывать услуги по теплоснабжению, но по тем тарифам, которые сегодня установлены, даже с нашей какой-то небольшой индексацией по населению, не укладывается. Поэтому мы установили двухуровневый тариф. По экономически обоснованному тарифу оплачивают все юридические лица. Это средний тариф по данному предприятию - как некая рамка, и бюджет республики компенсирует ему средства, как разницу недополученных доходов.
- Но если мы сравним цифру июля 2016 года и ту, что была установлена сейчас, то она еще ниже. То есть, нагрузка на бюджет для компенсации по логике должна возрасти?
- Мы сейчас все делаем для того, чтобы ее снизить, жестче смотрим предприятия, может, они будут после этого чаще банкротиться или еще что-то. Но мы должны в эти 3,7 процента влезть - хотим или не хотим, - поэтому будем, в частности, добиваться снижения субсидий. Потому что неправильно, когда столько денег тратится на теплоснабжение. И хорошо, если есть компании, которые что-то делают, строят, инвестиционные программы реализуют, а есть компании, которые ножки свесили и ничего не делают. Мы их будем наказывать.
- Смотришь на табличку – разница в индексах у регионов существенная…
- Объективно у нас должно было быть больше, потому что в Карелии достаточно сложная ситуация по электроэнергетике, по сжиженному газу. Есть дома, где потребляются только электроэнергия и сжиженный газ – какой-нибудь деревенский домик, ни воды, ни тепла, печка своя стоит… Получается, что мы никак не уложимся даже в 5,9 процента, придется повышать тарифы на электрическую энергию, чтобы сокращать некое перекрестное субсидирование. И на сжиженный газ тарифы будут расти выше определенной динамики, потому что идет газификация природным газом, и условно-постоянные расходы «Карелгаза» не так сильно сокращаются, как идет газификация. Если раньше это по всей Карелии «размазывалось», то теперь объем прибыльных предприятий сокращается и, соответственно, все это распределяется на всех остальных. нам сложно будет «влезть» по ряду домов в этот предельный индекс роста платы граждан, почему мы и просили немножко побольше.
- Тогда как и кем осуществляется расчет средних индексов?
- Я не знаю, как он осуществляется. Мы давали другие расчеты, но то, что дали всем регионам, далеко от тех расчетов, которые они давали. Просто рост коммунальных платежей оказывает большое влияние на инфляцию. Я думаю, что в связи с этим правительство решило: от 3 до 4 процентов всем дадим (в среднем индексы 2017 года колеблются в этом диапазоне. – прим. ред.), чтобы инфляция галопирующим образом не росла в России именно из-за коммунальных платежей.
- При этом методика расчета у них должна быть…
- Какая-то, наверное, есть. Мы даем предложения, они уже потом утверждают. На основании чего утверждают, я не знаю, нас не знакомят. И обоснования этой цены нам не дают.
- А в этом году вы сколько предлагали?
- Не буду говорить, но мы свои расчеты дали. Утвердили 3,7 процента - мы будем на них ориентироваться. Будем поступать так, как пропишет российское законодательство. Наша задача – соблюдать баланс интересов и в первую очередь исполнять закон.
- Если ваша методика подсчетов не совпадает с федеральной, то чем за это приходится расплачиваться карельскому бюджету?
- У нас есть те же субсидии по теплу. Если на тепловую энергию я вынужден буду тариф снизить, и придет решение, например, федерального органа, что я неправильно дал, то это все ляжет на республиканский бюджет. Тогда будем судиться.
Я вынужден искать уловки, чтобы «влезать» в этот индекс роста платы граждан, и они активно обжалуются нашими компаниями. Водоканал, например, обжаловал решение, и Федеральная антимонопольная служба поддержала: неправильно, мало дали им денег, дайте еще. Мы вынуждены были по Петрозаводску откорректировать тарифы с июля, а в следующем году у нас есть суммы, которые мы обязаны вернуть по решению вышестоящего органа.
Просто там одно законодательство по тарифному регулированию, которое было отработано. Мне немножко непонятно, почему в Петербурге и Москве индексы роста платы граждан в 2 раза выше, чем по всей Карелии? (6 и 7 процента соответственно. – прим. ред.)
Если Петрозаводск можно как-то сравнивать (мы строим очистные сооружения, которые мало кто в России строит, несем затраты), то почему у них 7 процентов, а у нас по всей Карелии 3,7 – одному богу известно.
- Суды могут как-то сказаться на потребителях?
- Потребители получают конечный тариф – и все. Если компания сумеет доказать (свою правоту. – Прим. Ред.) в ФАС, то тогда и тарифы вырастут, но пока нам удается их сдерживать.
- С 1 июля 2017 года каких-то серьезных, значительных скачков платы за «коммуналку» в республике можно кому-нибудь ждать, и если можно, то кому?
- Пока у нас нет решения органов местного самоуправления, поэтому 5,9 процента - это максимальный платеж с июля 2017 года, если не будет каких-то решений органов местного самоуправления или, например, какая-то компания, какой-то вид услуги у нас не «выскочит». Мы-то ориентируемся на экономику, у нас есть свои методические указания. Зачастую они входят в противоречия с теми решениями, которые сегодня «входят» в индексы платы граждан. Например, у компании по ряду объемы изменились, и мы по идее «по автомату» должны дать увеличение тарифа.
В той же электроэнергии российское правительство принимало решение об уходе от договоров «последней мили», и в результате у нас сегодня разрыв получился около 2 миллиардов - денег, которых в электроэнергетике не хватает. То есть, из 6 миллиардов необходимой валовой выручки доходов всех сетевых компаний, которые на сегодняшний день установлены, еще 2 нам не хватает.
Фактически с июля и прошлого, и этого года тариф на электроэнергию должен был расти где-то на 40 процентов. Пока это удавалось сдержать. Думаю, мы найдем выход из ситуации: работаем с российским правительством, активно убеждаем их, что надо менять законодательство, все возвращать. Где-то получается, где-то не очень.
- Мы мало платим за электроэнергию?
- Да, население. А юрлица расплачиваются во многом из-за того, что у нас низкий тариф для населения, один из самых низких на Северо-Западе. И в то же время мы пришли к тому, что у нас один из самых высоких тарифов для юридических лиц. И все равно не хватает 2 миллиардов.
- Вы рассчитывали, сколько на сегодняшний день должно платить население?
- На сегодняшний день мое дело: выполнять российское законодательство. Гадать, сколько должны или не должны, – не мое. Сегодня есть предельный индекс роста платы граждан, и для населения по электроэнергии он будет установлен не более 5,9 процента.
- А если захотят депутаты?
- Вряд ли они захотят, потому что эту тему они не чувствуют. У них есть ответственность за водоснабжение, они понимают, что если компания банкротится, то их ответственность - платить деньги из бюджета, искать новую компанию, еще что-то делать. На это они готовы. Более того, если мы сделаем ниже по населению, то, соответственно, выпадающие доходы сетевых компаний мы опять же будем вынуждены перекладывать на прочих потребителей, на юридических лиц. Что опять же усложняет работу бизнесу: тяжело привлекать новых инвесторов, потому что они говорят, мол, пойдут в соседний регион, где в полтора раза меньше тариф. А это сказывается на экономике республики не самым позитивным образом.
- У муниципалитетов есть право снижать тарифы. У нас таких практик не было?
- Не было, но я к ним тогда не прислушаюсь. В основном, идет разговор о превышении. Другое дело, что это не значит, что у всех будет 5,9 и 3,7 процента. Мы сейчас ведем тарифную кампанию, и многие компании имеют тариф «с минусом». Для них существенно увеличились объемы. Может, где-то тариф даже снизится, все зависит от того, как предприятие докажет.
Сейчас, например, мы стали убирать арендные платежи, если они (компании – Прим. Ред.) не представили расчеты арендных платежей в соответствии с методикой. Яркий пример – Сортавала. Там почти 20 процентов в тарифе на воду составляют арендные платежи, которые получает администрация города. Понимаете?
По налоговому законодательству мы должны включать в тариф только амортизационные отчисления, аренду и налоговые платежи. Если компания не представила нам расчеты, то мы эти платежи из тарифа исключаем из тарифа.
Комментарии