Отвечая на этот вопрос важно понять, что управление процессом импортозамещения "в ручном режиме" бесперспективно
Отвечая на этот вопрос важно понять, что управление процессом импортозамещения "в ручном режиме" бесперспективно
Должны быть созданы системные механизмы, обеспечивающие самоорганизацию этого процесса, включающие в себя конкретные механизмы выявления и отбора проектов и предприятий, наиболее перспективных с точки зрения импортозамещения, механизмы инициирования и поддержки проектов, механизмы, обеспечивающие доступность финансовых инструментов, вывода продукции на рынок и обеспечения предприятий заказами.
На первом этапе важна адресность…
Впрочем, все по порядку. Обсудив наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются импортозамещающие производства и экспортеры Карелии, участники круглого стола, прошедшего в Институте экономики КарНЦ РАН 16 декабря 2014 года попытались сформулировать некоторый набор мер, который хоть в какой-то мере способствовал бы решению отмеченных проблем. Вот некоторые из них.
Предлагается провести "ревизию" местных производителей импортозамещающей продукции (особенно, работающих в сельском хозяйстве и на продовольственном рынке, в сфере малого машиностроения и в инновационной сфере), оценив их деятельность и потенциал с точки зрения вклада в экономику и бюджет региона, и на основе результатов такой ревизии сконцентрировать ресурсы на конкретных инструментах адресной поддержки только лучших производителей, способных существенно увеличить объемы производства, создать новые рабочие места и увеличить объем налоговых поступлений. Достаточно 4–5 карельских предприятий. Больше не надо.
Опять-таки из числа местных производителей можно отобрать предприятия, имеющие значительный экспортный потенциал, который может быть реализован при сравнительно небольших объемах адресной господдержки. Как правило, это те компании, которым для производства конкурентоспособного экспортного продукта не требуются дорогостоящие производственные фонды и значительные затраты времени и средств для подготовки и оснащения производственной площадки. К таким относятся, например, компании, работающие в IT-секторе, в сфере услуг. Например, при ПетрГУ есть такие. Именно они могут создать первичный пул новых экспортоориентированных компаний, обеспечивающих приток валютной выручки. В Карелии – это могут быть 1–2 компании.
Для стимулирования развития отобранных компаний необходима выработка конкретных мер поддержки их внешнеэкономической деятельности. Это может быть (адресное) снижение административных барьеров в отношении импорта конкретного технологического и производственного оборудования, необходимого для запуска проекта, а также создание в регионе центра поддержки экспорта. Он может быть создан, например, при Торгово-Промышленной палате республики или при карельском бизнес-инкубаторе.
Экспортерам и местным производителям Карелии (особенно малым предприятиям) сильно помогло бы скорейшее принятие нормативных актов, регламентирующих порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и первого взноса при заключении договора лизинга, а также порядок предоставления инвестиционного налогового кредита для предприятий, инвестирующих в импортозамещение. Это могли бы быть реальные и востребованные формы господдержки, введенные взамен тех, которые сегодня продекларированы в Карелии, но реальным спросом не пользуются или не работают.
В условиях, когда инвесторы, прямо скажем, не рвутся в Карелию, серьезно помогло бы создание в ряде муниципальных образованиях и отдельных инвестплощадках специальных таможенных, налоговых и экономических режимов. Например, сегодня пока так и не принято решение о создании в Карелии зоны территориального развития в соответствии с Законом РФ № 392-ФЗ. Напомню, что Карелия еще в начале 2012 года вошла в перечень из 20-ти субъектов РФ, на территории которых разрешено создавать зоны территориального развития. Это был бы существенный стимул для привлечения инвесторов.
В условиях неустойчивости и девальвации рубля серьезно обострилась проблема обеспечения оборотными средствами компаний, использующих в производстве своей продукции импортные компоненты, а также осуществляющие ввоз оборудования. Именно они оказались в наиболее сложном положении из-за нехватки оборотных средств для оплаты импортных поставок. Для них тоже могут быть разработаны меры поддержки. Например, предоставление краткосрочных бюджетных субсидий и кредитов. Это на уровне республики.
На федеральном же уровне вполне можно было бы рассмотреть вопрос о создании фонда поддержки импортеров (работающего по схеме кредитной кооперации) с участием экспортоориентированных компаний (как определенной альтернативы обязательной продажи валютной выручки). Такой фонд мог бы предоставлять краткосрочные займы сроком до полугода с гибкой процентной ставкой (например, в размере ключевой ставки ЦБ + 1-2%) для пополнения оборотных средств компаний-импортеров. Создание такого фонда могло бы быть инициировано при поддержке действующих бизнес-ассоциаций.
Вообще систему господдержки бизнеса надо кардинально разворачивать в сторону предоставления государственных гарантий под инвестпроекты экспортоориентированных предприятий и субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, нивелируя их рост и повышая, пересмотра ставок арендной платы и кадастровой стоимости объектов недвижимости и др. Это были бы реальные, а не формальные меры поддержки.
Еще одной задачей, которую необходимо решить для стимулирования импортозамещения, является удержание роста тарифов субъектов естественных монополий. Сегодня сделать это можно лишь за счет двух механизмов – сокращения издержек и господдержки. Первый вариант может быть связан с сокращением инвестиционной составляющей в тарифах (или пересмотр приоритетов инвестиций с долгосрочных на средне- и краткосрочные), а в энергетике – эффективное решение проблемы перекрестного субсидирования. Второй вариант связан с усилением государственного субсидирования импортозамещающих и социально значимых предприятий, а не населения. В этом случае усиление субсидирования промышленных потребителей может рассматриваться, одновременно, и как инструмент снижения перекрестного субсидирования.
Можно также рассмотреть и возможность разработки комбинированных механизмов господдержки импортозамещающих производств. Например, сочетание форм долгосрочного инвестирования модернизации импортозамещающих производств (за счет средств институтов развития) с инструментами субсидирования потребителей их продукции. В сфере госзаказа это может принести довольно ощутимый эффект.
Можно ли импортозамещение "поставить на поток"?
Тем не менее, реализация перечисленных выше адресных мер позволит решить частные проблемы в режиме "ручного управления". Но это не избавляет от необходимости создания системного организационно-финансового механизма поддержки импортозамещающих и несырьевых экспортных производств. О значимости этой задачи говорит и то, что она была озвучена Президентом страны Владимиром Путиным во время ежегодного Послания Федеральному собранию РФ в декабре прошлого года. По его итогам сформировано соответствующее поручение Агентству стратегических инициатив.
По мнению участников круглого стола, основой импортозамещения и развития несырьевого экспорта являются устойчиво работающие производства. Сложно с этим не согласиться. Поэтому важнейшим вопросом является не столько создание новых производств, сколько разработка механизмов, обеспечивающих устойчивость работы уже имеющихся производств, вокруг которых могут создаваться малые и средние сателлитные производства, включенные в единые технологические цепочки, либо производства, размещающиеся на площадях и инфраструктуре работающих крупных промышленных предприятий. Например, через создание на незадействованных площадях промышленных парков.
То есть речь идет о создании некоего комплексного механизма (инструмента), который может быть применен к любому региону и любому предприятию. Понятно, что создать универсальный механизм стимулирования импортозамещения, который одинаково успешно работал бы в любом регионе и в любой отрасли, невозможно. Но некая общая схема, определяющая общую логику действий, должна быть. И в ней должны участвовать и все уровни власти, и бизнес-ассоциации, и сами предприятия. Но здесь важно сразу четко разделить, кто за что отвечает. Сам механизм может носить достаточно простой "рамочный" характер (см. рисунок).
В рамках данного механизма задачей федеральных и (частично) региональных органов власти может быть формирование организационно-правового механизма стимулирования импортозамещающих и несырьевых экспортоориентированных производств (блок 1). В компетенцию региональных органов власти и бизнес-ассоциаций может входить формирование технологического механизма и выстраивание технологических цепочек в сфере импортозамещения (блок 2). Формирование и запуск экономического механизма может рассматриваться как компетенция самого предприятия (компании) – блок 3. Рассмотрим эти три блока подробнее.
В рамках организационно-правового механизма создаются (совершенствуются) нормативно-правовые условия для возможности применения особого налогового и таможенного статуса в отношении отдельно взятого предприятия (территории, на которой компактно расположена группа технологически связанных предприятий), реализующего конкретную технологическую цепочку в сфере импортозамещения. Это может подразумевать:
- доработку, расширение возможностей применения и принятие Закона РФ «О зонах опережающего развития»;
- внесение изменений в налоговое законодательство в части предоставления налоговых льгот и преференций предприятиям, обеспечивающим импортозамещение;
- внесение изменений в таможенное законодательство и таможенную номенклатуру в части возможности предоставления особых режимов ввоза (вывоза) товаров с целью стимулирования импортозамещения;
- разработку и принятие комплекса мер господдержки и программ импортозамещения (на федеральном и региональном уровнях), включая упрощение и унификацию процедур предоставления бюджетных субсидий, госгарантий, разработку программы поддержки импортозамещения за счет финансовых средств действующих институтов развития (например, Внешэкономбанка) и др.
В рамках технологического механизма выстраиваются новые технологические цепочки как в рамках предприятий, так на межкорпоративном, межотраслевом и региональном уровнях, позволяющие в полной мере реализовать функции импортозамещения. Чтобы было понятно, вот простой пример. Процесс воссоздания технологической цепочки по производству вакуумных насосов, на первом этапе может включать отливку корпусов и сборку насосов с использованием импортных деталей, на втором – замену части импортных деталей отечественными аналогами с организацией их производства в рамках одного предприятия; на третьем – создание инжинирингового подразделения по совершенствованию производимых вакуумных насосов, разработке и внедрению инновационных решений, расширению ассортимента насосов.
Создание технологического механизма может предполагать активизацию взаимодействия предприятий, работающих друг с другом, а также бизнес-ассоциаций (включая отраслевые ассоциации и объединения) в области:
- заключение межотраслевых и внутриотраслевых соглашений в части организации и производства комплексной продукции (включая создание совместных производственных площадок и предприятий, подготовку под них инвестплощадок, выстраивание системы договоров аутсорсинга и производственной кооперации);
- создания совместных конструкторских бюро и центров производственного планирования и повышения конкурентоспособности (неких аналогов «центров превосходства», ориентированных на проектирование и освоение производства новых видов продукции) при активном участии бизнес-ассоциаций (например, региональных торгово-промышленных палат, отраслевых объединений);
- выработки форм господдержки и конкурсного финансирования (софинансирования) создаваемых совместных конструкторских бюро и центров производственного планирования и повышения конкурентоспособности (совместно с органами власти);
- создания «советов директоров» промышленных предприятий при главах регионов и муниципальных образований (особенно тех муниципалитетов, где сконцентрированы крупные промышленные предприятия, способные создать совместные проекты на основе межпроизводственного кооперирования);
- воссоздания системы подготовки и переподготовки инженерных и производственных кадров «на местах» под реализацию конкретных производственных проектов (формирование заказа на подготовку кадров может идти от «совета директоров» на основе долевого софинансирования и договоров социального партнерства) и др.
В рамках экономического механизма формируется модель долгосрочного роста предприятия и повышения конкурентоспособности его продукции, определяется, в чем будет заключаться главный механизм формирования устойчивой прибыли. Для каждого предприятия такой экономический механизм будет свой. Это может быть, например, образование на свободных производственных площадях индустриального парка для размещения производственных компаний, интегрированных в технологическую цепочку головного предприятия и расширяющих его возможности.
В рамках выработки экономического механизма должна быть проведена актуализация производственной программы предприятий. Она должна быть сфокусирована на производстве тех видов импортозамещающей продукции, по производству которой предприятие обладает наибольшей компетенцией и необходимым производственным и кадровым потенциалом. Под нее должны быть выбраны наиболее эффективные формы и меры господдержки.
Также может быть проведен аудит производственных процессов и активов предприятия с целью выработки программы реинжиниринга основных производственных процессов, выявления производственных площадей, незадействованных в производстве, на которых может быть создан промпарка или бизнес-инкубатор для размещения сателлитных производств или производств, позволяющих снизить зависимость предприятия от внешних поставщиков.
Со стороны государства формой поддержки пересмотра производственных программ крупных предприятий может быть выстраивание логистики поставок через систему госзаказов. В частности, при размещении крупных оборонных заказов со стороны государства могут предоставляться преференции российским предприятиям для поэтапного освоения той продукции, отечественных аналогов которой пока нет.
Кто может быть первым в Карелии?
Как выбрать, с каких именно секторов и отраслей начать внедрение импортозамещения? Наиболее подходят для этого сектора, особо подверженные влиянию санкций, играющие большую роль в обеспечении национальной и экономической безопасности страны, а также зависимость которых от импортных поставок (оборудования и комплектующих) довольно велика.
В качестве таких секторов в Карелии могут, например, выступать сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс и машиностроение. Следовательно, в каждом из них может быть сформирован и реализован пилотный проект по стимулированию развития импортозамещения. Вот некоторые из возможных проектов.
Задача импортозамещения в сельском хозяйстве может быть решена довольно просто – за счет внедрения различных форм товарной кооперации и вовлечения домохозяйств в предпринимательскую деятельность. Как это сделать?
Вот простой пример, который был подсказан одним из участников круглого стола. Предприниматель предоставляет (бесплатно) заинтересованным домохозяйствам посадочный картофель для выращивания на своем участке на следующих условиях: 50% будущего урожая он забирает и сам реализует на рынке или перерабатывает; 20% – приобретает у домохозяйства по цене, несколько ниже рыночной цены; 30% урожая остается в распоряжении домохозяйства (их можно продать, а можно оставить себе для потребления).
В результате такой схемы не только решается проблема импортозамещения на продовольственном рынке, но и создается альтернативная занятость сельского населения, появляется новый источник доходов для незанятого населения, решается проблема продовольственной безопасности и стимулирования развития сельского хозяйства без привлечения значительных инвестиций.
Следующим звеном в данной производственной цепочке может быть создание перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции. При наличии значительных объемах предложения сельхозпродукции вопрос привлечения инвестиций в их переработку будет решаться гораздо легче. Аналогичная схема может быть использована в сфере рыбного хозяйства, животноводстве и птицеводстве.
А вот пример из лесной отрасли. Карельские целлюлозно-бумажные предприятия могут рассматриваться в качестве потенциальных площадок для создания и развития сателлитных и вспомогательных малых и средних импортозамещающих производств Создание сателлитных производств вокруг градообразующего предприятия, интегрированных в его производственную цепочку, позволит повысить эффективность последних, создать условия для их диверсификации и расширения ассортимента производимых товаров.
Создание сателлитных производств при градообразующих предприятиях (например, через создание промпарков при предприятиях) позволит синхронизировать процесс модернизации градообразующих предприятий, неизбежно связанный с сокращением числа рабочих мест, с проектами по созданию новых импортозамещающих производств и альтернативных рабочих мест для высвобождающихся работников. Подобный успешный опыт имеется в ряде российских моногородов. Например, в г. Каменск-Уральском.
При карельских ЦБК могут быть сателлитные производства продукции, которая либо не производятся в России, либо производятся в крайне недостаточных количествах – это производство микрокристаллической целлюлозы, автокосметики и защитных восков, нитролаков, дрожжей, топливных присадок, натуральных штукатурных смесей, усилителей топлива, ароматических добавок, клеев, целлюлозных композитов и пористых наполнителе, арбоформа, широкого спектра биотехнологических продуктов, наполнителей для пластмасс, активизированных углей, восстановителей металлов и др.
И, наконец, пример из сферы машиностроения. В г. Петрозаводске располагается одно из крупнейших в России предприятий тяжелого машиностроения, обладающее уникальными производственными возможностями и компетенциями – филиал ОАО "АЭМ-Технологии" "Петрозаводскмаш", входящее в группу компаний Росатома.
Предприятие способно производить крупнотоннажные и крупногабаритные конструкции, которые нигде более на территории России не могут быть произведены. Все аналогичные предприятия остались за пределами России, прежде всего, на Украине. В частности, литейное производство завода способно обеспечить отливку деталей весом более 100 тонн. В год на предприятии может отливаться более 100 тыс. тонн продукции. Сегодня производится лишь 5 тыс. тонн в год.
Несмотря на то, что ОАО "Петрозаводскмаш" является монополистом в России по производству крупнотоннажных металлоконструкций, российский рынок для него ограничен в силу отсутствия заказов от предприятий тяжелого машиностроения. Между тем, подавляющее большинство заказов на подобную продукцию (в том числе в рамках оборонного заказа) размещается на зарубежных предприятиях.
Во многих случаях для развития импортозамещения даже не требуется масштабной реконструкции предприятия. Достаточно изменить условия поставок и выполнения контрактов с переносом их большего веса на российские предприятия. Но здесь нужна политическая воля.
Для развития импортозамещения на ОАО "Петрозаводскмаше" возможно создание индустриального парка, под который могут быть использованы свободные производственные площади, полностью обеспеченные необходимой производственной инфраструктурой, электроэнергией, водоснабжением и водоотведением. А с целью обеспечения привлекательности индустриального парка для потенциальных резидентов может быть рассмотрен вопрос о возможности придания ему особого налогового и таможенного режима (возможно, организации производства под таможенным контролем).
Для работы в парке могут привлекаться резиденты, которые могут быть интегрированы в технологическую цепочку предприятия, совместно с которыми может быть освоено производство оборудования для горнопромышленного комплекса республики и быстро изнашиваемых деталей и компонентов для него, отливка и сборка крупнотоннажных конструкций и деталей для судостроения (блоков цилиндров судовых дизельных силовых установок, валов турбин энергетических установок, гребных винтов и др.).
У каждого из представленных пилотных проектов развития импортозамещения имеются хорошие перспективы в Республике Карелия, а предлагаемая организационно-финансовая схема может быть апробирована и более детально проработана на их примере.
Юрий Савельев,
директор Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук
Комментарии