Сравнение цен в пассажирском транспорте разных городов России и столицы Карелии подтверждает: бизнес бизнесу рознь. Одни строят его на обогащении любой ценой, другие находят взаимовыгодные компромиссы.
Сравнение цен в пассажирском транспорте разных городов России и столицы Карелии подтверждает: бизнес бизнесу рознь. Одни строят его на обогащении любой ценой, другие находят взаимовыгодные компромиссы.
Представители частных перевозчиков заверяют, что работают в убыток и хотят поднять стоимость в общественном транспорте Петрозаводска до 35 рублей. При этом прошу заметить, что в городе ходит сегодня два маршрута - №26, где стоимость 15 рублей (первые пять месяцев было – 10 рублей по договору с администрацией города). Ещё с ноября появился маршрут № 9, в котором проезд установлен – 8 рублей ООО «ТК Вираж» на ближайшие пять месяцев. Это очень хороший маркетинговый ход сегодня для создания своей пассажирской базы. Когда мне приходится пользоваться общественным транспортом, я жду именно этих маршрутов или троллейбуса, т.к. не хочу переплачивать. Тем более, что и троллейбусы всё чаще встречаю новые.
Чтобы быть объективной, предлагаю вам вместе со мной рассмотреть ситуацию схожих регионов по экономическому развитию и по численности населения и статусу города (столичный центр субъекта). Данные по Москве и Санкт-Петербургу даю справочно,- чтобы и о столицах наших знать. Беру данные показатели, т.к. нам уже все рассказали, что стоимость проезда складывается из затрат на организацию пассажироперевозок, трафика (пассажиропоток) и его платёжеспособности ну, конечно, коэффициента инфляции. Примерно формула будет выглядеть так:
Себестоимость разовой поездки = сумма затрат по организации проезда/ количество пассажиров * коэффициент инфляции.
Поэтому стоимость проезда = себестоимость*коэффициент прибыли – это для понимания сути расчёта.
Настоящих формул мне никто не предоставил. В агентстве, которое проводило маркетинговое исследование для нашего города по реальной стоимости проезда в 2008 году не дают данных расчёта. Позднее информации о том, что у нас снова что-нибудь исследовалось, отсутствует.
Итак!
Сравнивая наш город со схожими других регионов, я условно предполагаю, что там проложены такие же асфальтированные дороги, и ездят на том же топливе автобусы, таким же электричеством питаются троллейбусы. Я понимаю, что фактически, могут быть другие протяжённости маршрутов и зарплаты средние другие. Поэтому взяла схожие по численности населения города, чтобы наиболее объективно сравнить ситуацию. По первой же таблице чётко видно, как варьируется цена на проезд в общественном транспорте. Амплитуда: от 8 до 25 рублей. В столицах - 28-29 рублей (при оплате через электронный кошелёк).
За то, что у нас есть сегодня маршрут со стоимостью проезда восемь рублей – Петрозаводск, полагаю, надо номинировать на звание самого транспортно-доступного города страны для граждан! Действительно, я не нашла стоимости ниже 10 рублей (Нальчик) ни в одном городе (районном центре субъекта). И все же не стоит брать в расчёт маршруты с ценой проезда по 8 и 15 руб., т.к. это скорее исключение сегодня из общей статистики. Не будем вводить себя в заблуждение: абсолютное большинство частных перевозчиков, при чём более чем на 70% повторяющих маршрут движения троллейбусов, сегодня установили стоимость проезда – 22 рубля и потирают руки, ожидая очередного повышения со словами «инфляция» и «кризис»! И они будут правы, у них железные аргументы. На этих аргументах все, кому не лень, уже «выехали».
Почему наши автобусные пассажирские перевозчики не могут держать цену на уровне троллейбусных? В остальных приведённых городах схожего масштаба есть положительный опыт равной цены. И цена, как можно видеть из таблицы, редко где превышает 20 рублей (Мурманск, Архангельск, Вологда). Везде такие же абсолютно ездят ПАЗики и много где, ещё – ГАЗели. Их не субсидируют. Они строят бизнес, оказывая услуги городу. Сейчас кто-то особенно находчивый скажет: так пусть троллейбус поднимет цену до 22 рублей, и мы статистику поправим. Есть такие? Наверное, на машинах ездят.
Как человеку бизнеса, мне понятно, что бизнес всегда стремится к максимальной прибыли. Но бизнес бизнесу рознь: одни строят его на обогащении любой ценой, другие решают проблемы и находят взаимовыгодные компромиссы. И мнение жителей города стоит учитывать. А то, как сегодня у нас резонирует цена проезда в общественном транспорте, вызывает сомнения в обоснованности цены частных перевозчиков (22 рубля).
Я бы предложила провести открытую независимую экспертизу ценообразования стоимости проезда для имеющихся транспортных компаний. Может, действительно, мы недостаточно знаем о тяжёлом положении наших перевозчиков, которые пассажиров зачастую возят как дрова, агрессивно маневрируя по полосам, не соблюдая требования знаков, спеша на мигающий жёлтый, и нервно куря в форточку на «красном». Надо провести открытое маркетинговое исследование рынка услуг пассажирских перевозок с целью выявления действительной себестоимости организации маршрутных пассажирских перевозок.
Предлагаю организовать Первый межрегиональный форум частных перевозчиков, где можно поделиться опытом и выявить наиболее оптимальные схемы работы с городом, максимально выгодные и надёжные «маршруты» взаимодействия. Обязательно пригласить предпринимателей из Тамбова и Калуги, чтобы узнать, как они держат единую цену проезда для всего транспорта, как они взаимодействуют с муниципалитетом.
Ну и, конечно, вип-гостем пригласить ООО ТК «Вираж» и ООО ТК «Автопассаж», которые сегодня показывают всем как можно работать. Да и не только Петрозаводску. Я уверена в том, что когда город предлагает определенную цену маршрута, он тоже предварительно считает её экономическую целесообразность. Вопрос в том, кто при этом больше заботится о благополучной социально-экономической ситуации, а кто – о прибыли в свой карман.
Так же предлагаю пересмотреть маршруты частных перевозчиков, и проложить новые, которые бы пересекались с троллейбусным не более чем на 50%, чтобы создать здоровую дорожную атмосферу, снизить процент аварийности.
Раздутая лживая статистика высоких доходов населения в нашем регионе, похоже, сыграла здесь свою роль. Потому что работает закон: товар стоит столько, за сколько его можно продать. Петрозаводск, конечно, богатый город! Только вот транспортная система частных перевозчиков у нас такая же, как и в других городах. Тот же бензин, километраж средний, рабочее время. Легко прослеживается прямая зависимость уровня среднего дохода к цене проезда: чем ниже уровень, тем ниже цена. И это тот самый «железный аргумент», который сильнее других сегодня оправдывает цены в Петрозаводске.
А пока предлагаю городской флэшмоб, прекрасно решающий две насущные проблемы в году уходящем: куда деть мелочь номиналом 1,5 и 10 копеек, которым уже нигде не рады, и как при этом платить за проезд 20 рублей при ценнике – 22. Все догадались, о чём я? ;)
Желаю вам благополучия, друзья, и добрых доступных дорог!
Анна Крик, финансовый консультант
Комментарии