При создании сайта или разработке фирменного стиля всегда хочется подглядеть у конкурентов.
Некоторые не просто заимствуют идею, а копируют стиль целиком. Но так делать нельзя. Рассказываем, как поступить, если сильно хочется сделать "дешево и сердито".
Причина 1. Вы продвигаете конкурентов
Если скопируете дизайн страниц, аналогично настроите seo, подберёте шрифты и текст, то посетители вашего веб-сайта могут ассоциировать с популярным конкурентом и купить в следующий раз товар или услугу у него. Тем более, если в дизайне логотипа будет изменена только мельчайшая деталь, а в созвучном названии бренда – одна буква. Это не значит, что клиентов не будет вообще. Нет. Но часть клиентов бизнес потеряет из-за недоверия и настороженности пользователей.
Кроме того, дублирование конкурентов приведёт к путанице названий. Именно поэтому не рекомендуется полностью копировать название бренда или брать созвучное ему имя. Например, салон красоты Анна или Алла с одинаковым сервисом. Лучше продвигать свой бренд, а не смотреть на то, как назвали себя конкуренты.
Копирование названия или использование товарного знака могут только оттолкнуть клиентов, но и привести к разбирательству в суде. В интернете можно найти несколько историй, где бренды выигрывали у конкурентов по 500 тысяч рублей.
Причина 2. Низкая эффективность
Чтобы получать лиды, мало просто скопировать сайт. Бизнес и его составляющие нужно постоянно развивать. Причин на это несколько:
• Вы не знаете конверсию сайта. Возможно, конкурент получает всего несколько заявок в месяц через интернет, а остальное – офлайн.
• Вы не знаете источник трафика. Это может быть нативная реклама в СМИ или баннерная реклама на популярных сайтах. Даже с использованием специальных сервисов-шпионов вы всё равно не получите полной картины: например, какой источник эффективнее, по каким каналам конкурент получает самые дешевые лиды, с каких каналов приходят крупные сделки.
• Другая целевая аудитория. Две компании с одинаковым сервисом могут иметь совершенно разную целевую аудиторию. Соответственно, то, что нравится аудитории конкурента, может не понравиться вашей.
Воровать тексты для сайта также не рекомендуется. Если скопировать их с сайта конкурента, они будут не уникальны, а значит это негативно скажется на ранжировании веб-сайта. Кроме того, об эффективности и читабельности контента конкурентов вы можете только гадать.
Причина 3. Новые проблемы
Конкурент-донор может принести достаточно проблем. Особенно, если у него есть авторские права, зарегистрирован товарный знак и прочее. Иски могут обернуться в несколько сотен тысяч рублей компенсации. За эти деньги можно было сделать как минимум прокаченный сайт с уникальным дизайном, разработать логотип и повесить вывеску.
Реальных прецедентов много. Например, в Новосибирске с ответчика взыскали крупную сумму.
Причина 4. Сложности при копировании
Предприниматель захотел скопировать интересные элементы интернет-магазина у конкурента. Например, калькулятор, где есть фотографии с ценой, характеристиками и другими данными. Но при копировании дизайна страницы окажется, что часть кода скрыта и заменена на неизвестные переменные. В любом случае тогда придётся дополнять чем-то своим. Тот же шаблон с сайтов-конструкторов будет создать намного проще.
Причина 5. Меньше охвата и конверсии
Идентичный текст, аналогичные акции и бонусная система – залог низкой конверсии и небольшого охвата. Онлайн-покупатели сначала сравнивают предложения от нескольких компаний, а потом выбирают самое выгодное. Поэтому уникальные ценные предложения работают лучше.
Альтернатива
Если предпринимателю понравилась какая-то идея конкурента – не нужно его копировать. Если заинтересовала акция – предложите клиентам лучшее, если это логотип – подберите с дизайнером фирменный стиль, если это сайт – используйте структуру, но наполните страницы уникальным контентом.
На правах рекламы