12:00, 14 Июля 2014
О долгосрочной экономической стратегии Карелии: остается только начать и закончить

Директор Института экономики КНЦ РАН рассказал "Вестям Карелии", что нужно для создания благоприятного инвестиционного климата в республике

Директор Института экономики КНЦ РАН рассказал "Вестям Карелии", что нужно для создания благоприятного инвестиционного климата в республике

В последние несколько лет экономика Карелии переживает не лучшие времена. Вроде бы, и делается многое, но системного эффекта не видно. В чем же причина? Главное – это отсутствие долгосрочной стратегии, без которой даже эффективные проекты сами по себе не способны изменить ситуацию в экономике региона к лучшему. Сегодня в Карелии есть определенный набор инвестиционных проектов и соглашений, направленных на решение вполне конкретных задач, но отсутствует видение того, какой общий синергетический эффект они должны обеспечить. Каким будет желаемый образ будущего Карелии в 2020, 2025, 2030 годах? Пока нет такого видения, приходится хвататься за любые внешние более-менее крупные инвестиционные предложения, направленные на решение частных проблем. Но это больше похоже на «латание дыр», чем на продуманную долгосрочную политику.

Конечно, в Карелии есть ряд стратегических документов – Стратегия социально-экономического развития на период до 2020 года и Концепция социально-экономического развития республики до 2017 года. Первая была разработана еще в 2006 году и, конечно, во многом уже не вписывается в существующие экономические реалии. Вторая является документом, определяющим приоритеты работы главы и правительства РК на выборный период (ее наличие определено Конституцией Карелии). Ни первый, ни второй документы не содержат актуальной долгосрочной стратегии.

Что из себя должна представлять долгосрочная экономическая стратегия региона? Это «руководство к действию»; документ, показывающий, что именно руководство региона намерено делать по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в экономику, в какие конкретные сроки. Как показывает мировая практика, эффективная экономическая стратегия должна решать три ключевые задачи: предвидеть и учитывать внешние и внутренние риски и вызовы для региона; создавать базовые условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса; обеспечивать выявление и капитализа-цию скрытых ресурсов и источников роста.

Предвидение и учет внешних и внутренних рисков – необходимое условие устойчивости любой стратегии. В менеджменте есть такое понятие как устойчивость инвестиционного проекта. Оно отражает то, как изменяется доход от повышения или снижения цены или объема реализации товара, издержек, инфляции, курса национальной валюты и т.д. График устойчивости проекта позволяет определить тот момент, когда он становится невыгодным для организации (точку безубыточности). При наличии у организации нескольких альтернативных проектов предпочтение отдается тому, который более устойчив (даже если доход от его реализации будет меньше). Это и есть грамотное управление рисками. Риски при разработке и реализации стратегии развития региона гораздо более масштабнее и разнообразнее. Но почему-то, то, что давно является обязательной практикой в корпоративном управлении, при разработке долгосрочной стратегии региона не учитывается. Час-то определенный набор управленческих действий, проектов и мер руководством региона представляется как единственно верный и безальтернативный путь достижения цели. А при его провале принято говорить о том, что так сложились внешние обстоятельства. Это говорит лишь об отсутствии управления рисками. С целью снижения рисков в стратегии обязательно должны быть отражены альтернативные варианты и пути достижения поставленной стратегической цели.

Опыт регионов, наиболее успешных в привлечении инвестиций, показывает, что зачастую главной стратегической задачей является реализация экономического потенциала региона за счет снижения трансакционных издержек (т.е. издержек, связанных с заключением контрактов, получением достоверной информации, проведением переговоров, принятием решений, юридической защитой выполнения контрактов). В Карелии, впрочем, как и в целом ряде других регионов России, уровень трансакционных издержек очень высок. Для инвестора они часто представляют скрытые дополнительные расходы, которые он вынужден нести, чтобы реализовать свой проект. По оценкам предпринимателей в ряде случаев они достигают 60–70% от общего объема средств, вкладываемых в реализацию проекта. Наиболее сложные и затратные участки пути, по которому инвестору приходится идти, реализуя свой проект, это решение вопросов, связанных с выделением, переводом, приобретением или арендой земли, получением государственной поддержки, разрешений, за-ключений и технических условий, проведением проверок контролирующих и надзорных органов и др.

Для того чтобы создать благоприятный предпринимательский климат в регионе (не только для внешних компаний, но и, что более главное, для местного бизнеса) правительство как субъект управления должно заниматься, в первую очередь, решением именно этих задачи, а бизнес сам определит для себя те сферы приложения капитала, которые позволят ему получить максимальную выгоду. Кто, например, мог предположить, что Финляндия станет одной из стран-лидеров в микроэлектронике и биотехнологической отрасли? Или что Калужская область станет одним из главных центров автомобилестроения в стране (традиционно специализацию Калуги связывали с совершенно иными отраслями – сельским хозяйством, пищевой и легкой промышленностью)? Почему же мы считаем, что будущее Карелии должно быть связано исключительно с лесом, камнем и туризмом? Декларируя такой подход и определяя то, чем бизнес должен заниматься, а чем не должен, навряд ли можно сильно преуспеть в деле привлечения инвестиций.

Главной задачей должно быть не определение приоритетных отраслей для привлечения инвестиций (в этом плане нужно действовать очень осторожно), а создание прозрачных, простых и, главное, единых «правил игры» для всех. Если речь идет о предоставлении каких-то преференций, то они должны быть доступны для всех и предоставляться исключительно на конкурсной основе. В этом и заключается баланс интересов и взаимная заинтересованность сторон инвестиционного процесса.

За счет чего в Карелии можно улучшить предпринимательский и инвестиционный климат и создать необходимые базовые условия для развития бизнеса? Ничего нового придумывать здесь не требуется. Все инструменты давно отработаны в мировой и российской практике. Например, для установления понятных и прозрачных «правил игры» (институциональных условий), обеспечивающих снижение транзакционных издержек, требуется, во-первых, разработка долгосрочной экономической стратегии (так как для бизнеса важно знать и видеть четкие и понятные долгосрочные перспективы, чтобы оценить свои инвестиционные риски). Во-вторых, должно быть информирование предпринимателей и инвесторов о тех возможностях и преимуществах, которые может предложить Карелия, о ценах и тарифах, стоимости технического подключения к энергетическим и тепловым сетям. Вся эта информация должна размещаться в общедоступном виде, например, на сайте «Карелия для инвестора». Пока там такой информации, к сожалению, нет. В-третьих, в регионе должен быть принят простой и понятный (а, главное, работающий) регламент сопровождения инвестпроектов. В-четвертых, в целях повышения предсказуемости ситуации для бизнеса должна быть «поставлена на поток» оценка регулирующего воздействия на бизнес принимаемых и принятых нормативных правовых актов (к сожалению, в Карелии еще в конце 2013 года принято соответствующее постановление правительства РК, но оценка регулирующего воздействия не проводится). В-пятых, в республике должен быть создан постоянно обновляемый реестр инвестплощадок, производственных, складских и офисных помещений, которые могут быть предложены инвестору. В-шестых, будет оправданным создание института инвестиционных уполномоченных в муниципальных районах Карелии, которые должны иметь прямую связь с главой РК и напрямую взаимодействовать с инвесторами для оперативного решения проблем, с которыми они сталкивают-ся при реализации проектов. Кстати, такая практика уже доказала свою эффективность у наших соседей в Вологодской области – через инвестиционных уполномоченных реализуются более 60% всех инвестиционных проектов. Это достаточно простые требования, выполнение которых не связано с большими финансовыми и трудовыми затратами. Но почему-то в Карелии они пробуксовывают.

Каким образом выявить скрытые ресурсы и возможности и за счет чего в регионе могут быть созданы новые точки роста? Здесь также на помощь приходит широкий спектр инструментов из мировой и отечественно практики, которые могут быть применены в Карелии.

Во-первых, это создание индустриальных парков. К счастью, начало этому процессу в Карелии уже положено и хочется надеяться, что в Надвоицах появится первый карельский индустриальный парк. Рассматриваются еще три площадки. Во-вторых, необходимо проведение инвентаризации лесных и земельных ресурсов. Звучит странно, но сегодня ни руководство республики, ни даже местные администрации не имеют точных сведений о том, какими ресурсами, в каком объеме и состоянии мы располагаем. В-третьих, необходима корректировка схемы территориального планирования Карелии и муниципальных образований, в которой были бы отражены имеющиеся свободные земельные ресурсы и предложены варианты их использования. Сегодня далеко не все потенциальные инвестиционные площадки в ней отражены. В-четвертых, требуется существенное расширение практики поддержки местных инициатив. В частности, необходима разработка программы мероприятий по поддержке семейного бизнеса и предпринимательских инициатив жителей (например, поддержка проектов в сфере сельского туризма, личных подсобных хозяйств, ремесленных микропроизводств и т.д.). В-пятых, необходима разработка комплекса мер по поддержке молодежного предпринимательства (особенно в моногородах), включая создание сети консультационных центров, бизнес-инкубаторов и коворкинг-центров. Кстати, коворкинг-центры, ориентированные на поддержку молодежных предпринимательских инициатив вполне могут быть созданы при муниципальных центрах молодежи и муниципальных культурных центрах, сделав их настоящими центрами деловой жизни района или города.

В общем, вопросы долгосрочного экономического развития региона, улучшения предпринимательского климата и повышения его инвестиционной привлекательности во многом решаются за счет правильно выстроенных организационных шагов и мероприятий. А вопросы финансового обеспечения имеют далеко не первостепенное значение.

И еще одна важная деталь, на которую надо обратить внимание. Любая стратегия – это концентрация внимания и ресурсов на чем-то главном. А главным всегда были, есть и будут качество и уровень жизни населения. Любые инвестиционные проекты, любые стратегические действия и меры, предпринимаемые правительством, должны оцениваться через призму того, что нового они привносят в решение задачи повышения качества и уровня жизни населения. Реальная жизнь показывает, что если нет поддержки реализуемой стратегии и проектов со стороны местного сообщества, либо их реализация не улучшает, а ухудшает качество жизни местного населения, то рано или поздно они обречены на провал. Поэтому разработать хорошую стратегию – это только полдела. Необходимо заручиться поддержкой местного сообщества в ее реализации, сделать так, чтобы каждый в ней увидел свои возможности и перспективы. Только так можно обеспечить синергетический эффект. Только в этом случае открываются дополнительные возможности и скрытые ресурсы, которые могут быть трансформированы в новые точки роста. Ведь главная ценность любой территории – это ее люди, их знания и культура.

Директор Института экономики КарНЦ РАН,

доктор экономических наук Юрий Савельев

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 29 марта 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.