В правительстве Карелии не замечают надвигающийся кризис?
В правительстве Карелии не замечают надвигающийся кризис?
Если время от времени посещать официальный Интернет-портал Республики Карелия, то может сложиться устойчивое впечатление: в региональном правительстве все еще, несмотря на явную абсурдность, живет дикая надежда на то, что обвал национальной валюты – это просто некое неприятное, но сравнительно локальное событие. Ну, подумаешь, дороговат стал импортный товар, так мы его быстренько заменим отечественным. Во-первых, "не больно-то и хотелось", а во-вторых, верховный главнокомандующий скомандовал: "Импортозамещение!". Эти робкие надежды подкрепляется тем, что дефицита нет, цены в супермаркетах государство непосредственно не регулирует, а роста цен, настолько резкого, чтобы рассерженные граждане вышли на улицы, все-таки не произошло.
Но он произойдет. Если весь импорт – все привозные станки, машины, оборудование, комплектующие и импортные материалы – будут обходиться в более чем в два раза дороже, то и товары на рынке тоже будут минимум вдвое дороже. А дальше фиксируется несложная дилемма: резкий рост цен наткнётся на уже проявляющееся сужение платежеспособного спроса. Часть провайдеров товаров и услуг сумеет продавать свой товар дороже, а часть столкнется с отсутствием покупателей и будет вынуждено закрыться.
При этом стоит помнить, что размеры зарплат за пределами Петрозаводска, Кондопоги и Костомукши находятся на аховом уровне. Факт тот, что на большей части территории республики спрос находится буквально на грани покупательной способности. Даже незначительное повышение цен может реально обрубить спрос в разы. Вынужденный взлет цен вызовет череду закрытий – промышленных предприятий, транспортно-логистических фирм, торговых точек, рекламных компаний. Чем торговать в убыток, лучше уж закрыться, верно? Или не запускать стартапы, которые еще пару месяцев назад просчитывались как перспективные.
Не менее важен и ещё один "фундаментальный фактор". Покупательная способность населения и до периода стремительного обесценивания рубля была невелика. Спрос в последние пять-шесть лет держался на подпорке в виде потребительского кредитования. Люди не могли бы покупать столько товаров и услуг, если бы не кредиты, ставшие массовыми и относительно доступными. При этом многие домохозяйства оказались сильно закредитованы; жители Карелии последовательно набирали кредиты, а потом перекредитовывались – брали новые кредиты, чтобы обслуживать прежние.
И этому тоже приходит логичный конец. Здесь играет роль декабрьское повышение ключевой ставки Центробанка до ломовых 17%. Кстати, всё больше отечественных экономистов не исключают опцию, при которой в ближайшие недели ЦБ поднимет ключевую ставку до 25%. Последствия будут многоплановы, но главное – при таких ставках люди (и, конечно, малый бизнес) уже не смогут брать какие-либо кредиты.
Именно в настоящее время – после завершения новогодне-рождественской инерции потребления – текущая ключевая ставка начинает убивать потребительское (и, что не менее опасно в структурном отношении, ипотечное) кредитование, как следствие – покупательский спрос схлопывается ещё быстрее.
Дальше – следствия из аксиом. Меньше спрос – глубже спад в региональной экономике. Из-за невозможности перекредитоваться заемщики становятся банкротами по долгам, а если их оказывается слишком много, за ними в трубу начинают вылетать и коммерческие банки (в рассматриваемом случае – республиканские филиалы общенациональных финансово-кредитных учреждений), которым не возвращаются кредиты. Армия безработных пополняется банковскими клерками …
А карельское правительство продолжает занимать молчаливую позицию. Вероятно, кто-то из министров осознает все проблемы на качественном уровне. Но для принятия решений нужны еще и количественные оценки. Реальная экономическая политика не терпит пустоты. Например, невозможно жить без регионального бюджета. Однако искажение прогнозов достигло такого уровня, что сегодня мало кто способен понять его реальное состояние и то, что с ним будет происходить. Текущая смета республиканских доходов и расходов сверстана на основе таких мифических предположений, что можно считать, что её просто нет. Зато есть осознание: огромное количество решений завязано на представления субъектов экономики о том, что собирается делать карельское правительство. Получается же, что пока оно намеревается лишь пассивно наблюдать и даже воздерживаться от констатирования.
Олег Реут,
публицист
Комментарии