12:00, 29 Декабря 2016
Мирошник: «Все, что могли, в Петрозаводске продали»

Куда «плывет» экономика карельской столицы? Как городские власти планируют увеличить доходную часть казны? На чем собираются экономить чиновники и кому в следующем году перепадут самые лакомые бюджетные куски? Об образовании, стоимости проезда в общественном транспорте и ремонте дорог в прямом эфире «Радио России — Карелия» рассуждала глава Петрозаводска Ирина Мирошник. Публикуем выдержки из этого интервью.

- Существует многостраничный документ - «Стратегия социально-экономического развития Петрозаводска до 2025 года». В нем мелькают замысловатые выражения вроде «матрицы распределения полномочий»... Не могли бы Вы доходчиво объяснить, куда будет двигаться Петрозаводск хотя бы в обозримом будущем?

- На самом деле, терминология, понятийный аппарат, которые используется в этом документе, достаточно удобоваримы и приемлемы для восприятия. Наличие такого документа - это не обязанность муниципального образования, но в 2015 году депутаты Петрозаводского городского совета посчитали необходимым все-таки понимать долгосрочную перспективу развития нашего города.

Уже по вполне сложившейся и понятной практике жизнь любого муниципального образования регламентируется главным финансовым документом — бюджетом города. Таким образом, перспектива развития города понятна на 3 года, но все-таки если мы хотим, чтобы территория функционировала не просто в штатном режиме, а в режиме непрерывного развития, то должен быть документ, который определял бы развитие города на более долгосрочную перспективу. В 2015 году эта стратегия была утверждена, и спустя два года мы подводим итоги, определяем некие коррективы в связи с изменившимся периодом и достаточно энергично намерены воплощать стратегию в жизнь.

- Планируете кого-то взять в помощники? Или помощники не нужны?

- Уже спланировали. Для нашей работы потребуются силы и ресурсы Петрозаводского государственного университета. Нам абсолютно не нужны мертвые структуры, которые бы формально отбывали положенный регламент. Это должно быть живое взаимодействие, и сейчас даже на начальных стадиях, когда мы вместе с представителями администрации, депутатами Петросовета, представителями общественности и вузовской среды обсуждали основные направления.

- Благоустройство дворовых территорий, о котором так часто говорится, — тоже часть стратегии?

- Несомненно. Этому направлению в стратегии уже уделено достаточное внимание. Она будет немного подкорректирована в сторону усиления этого направления, потому что сегодня, понимая социальный заказ жителей Петрозаводска, наши собственные экологические требования в связи с необходимостью создать комфортные условия проживания для жителей, мы осознаем, что это — потребность, необходимость. В прошлом году (теперь я уже так называю 2016 год), большинство работ были выполнены в весенне-летний период — это очень много проектов по благоустройству парковых зон, отдельных дворовых территорий. Сейчас же намерены продолжить эту работу и в последующем: когда мы в начале 2016 года обозначили нашу акцию по озеленению в 100 тысяч деревьев (экологический проект, приуроченный к 100-летию РК. - прим. ред.), многим показалось это слишком фантастическим или, может быть, искусственно завышенным. Но, тем не менее, за 2016 год мы посадили 2 тысячи деревьев, поэтому мы находимся на пути выполнения этих задач <...>

Что касается реализации проекта горсовета по дефектовке дворовых территорий, он был стартован председателем Петрозаводского городского совета, была собрана потребность от жителей города, она «осмечена» комитетом жилищно-коммунального хозяйства. Подготовлены дефектные ведомости по всем видам работ - это асфальтирование придомовых территорий, устройство скамеек, урн, детских, игровых, спортивных городков, снос аварийных деревьев, устройство уличного придомового освещения. Всего на сумму 720 миллионов рублей. Во время обсуждения бюджета депутаты внесли поправку на 10 миллионов рублей с тем, чтобы начать выполнение этих мероприятий в 2017 году.

В середине декабря мы были на парламентских слушаниях в Москве, где представили проект благоустройства дворовых территорий, заявили о готовности Петрозаводска и жильцов наших придомовых территорий. Нам уже сообщили, что республике будет выделено финансирование в размере 130 миллионов на 2017 год.

- Раз мы заговорили о бюджете, не могу не коснуться темы образования. Вспоминается брифинг в карельском правительстве, на котором министр финансов подчеркивала, что на эту сферу будут выделены внушительные объемы средств. Как у нас обстоят дела с денежной поддержкой системы образования, с детскими садами, очередями, школами?

- Финансовая поддержка системы образования была и остается приоритетом городской политики. Утвержденный бюджет на 2017 год и на перспективу 2018-2019 годов на 70 процентов — это финансирование именно учреждений в системе образования. И, учитывая, что большинство позиций финансируются в соответствии с законодательством из республиканского бюджета, со стороны республики увеличено финансирование и школ, и детских садов. Мы рассчитываем, что и педагогические работники, и другие категории работников, которые трудятся на благо образования, это обязательно оценят.

Мы, например, на днях открываем очередной садик на улице Боровой на 300 малышей, который построен республикой Карелия и нам безвозмездно передается. Два месяца назад открывались 3 группы по Скандинавскому проезду... То есть, медленно, может быть, с учетом большой очереди, но планомерно все-таки работа ведется по расширению доступности дошкольного образования.

Хочу еще заметить, что, конечно же, здесь еще сказываются особенности Петрозаводска как административного центра, потому что за последние 5 лет в систему дошкольного образования введено в оборот порядка 4 тысяч дополнительных мест, но очередь все равно не сокращается. Думаю, понятно, с чем это связано: рождаемость в городе уже остановилась, достигла некоей константы в 3300 малышей в год. Цифра не меняется уже несколько лет, а очередь все увеличивается. Связываю это с тем, что все-таки миграционные процессы в республике достаточно активны, и в Петрозаводск приезжают жители из других районов республики. Это их право, а наша обязанность, соответственно, - обеспечить их дошкольными местами. Мы пока не поспеваем за этими темпами, но, уверена, что справимся с этой задачей.

- В этом году было отремонтировано 100 дорог, все довольны, ездят, а что в следующем?

- Несмотря на такой грандиозный ремонт, мы отремонтировали всего лишь 40 процентов городских магистралей, и потребность в части строительства и реконструкции дорог еще очень высока, потому что мы выполняли текущие ремонтные работы, а у нас очень много в городе не то, что некачественного асфальтобетонного покрытия, а даже его отсутствия. Соответственно, и самих дорог, как таковых нет.

Поэтому, может быть, не имея опыта 2016 года, про 2017 год я бы ответила пессимистично: в 2017 году у нас ремонт дорог не предусмотрен. Но! И в 2016 году мы ведь деньги уже получили по весне. Поэтому высокие федеральные чиновники, когда контролировали качество выполнения ремонта дорог, были удовлетворены не только им, но и развернутым по инициативе горсовета народным контролем (в Петрозаводске с недавних пор действует институт муниципальных общественных контролеров. - прим. ред.). Нам обещали финансовую поддержку и в 2017 году, поэтому мне тоже хотелось бы надеяться на то, что мы получим дополнительную помощь и сможем продолжить ремонт городских магистралей, крайне изношенных и нуждающихся в таком ремонте.

- Расходы-расходами, а это величина постоянная, впрочем, как и доходы. В отчете по исполнению бюджета за прошедшие 9 месяцев этого года, было отмечено, что исполнено лишь 65 процентов доходной части. На какие налоговые и неналоговые источники доходов надеется администрация в 2017 году?

- В первую очередь, надеяться нужно на неналоговые источники доходов, потому что налоговая составляющая не столь значительна и все-таки имеет свои пределы для увеличения. На нее, то есть на средства налогоплательщиков, было бы неправильно уповать с социальной точки зрения.

Неналоговые источники, конечно, сейчас затруднены, в той части, что реализация 159-го федерального закона и муниципального имущества прошла в предыдущие годы. Все, что могли, в Петрозаводске продали. Сейчас мы должны очень рачительно и ответственно подходить к тому, что осталось у нас и в части земельных ресурсов и в части муниципального имущества. Поэтому основные направления для нашей деятельности — это, во-первых, увеличение доходной части за счет сокращения расходов. Есть такие позиции, которые исторически сложились и не пересматривались, - по административному аппарату, по штатной численности работников мэрии.

Есть некоторые позиции и в некоторых муниципальных учреждениях-предприятиях, где когда-то давно, например, был введен курс «Основы макияжа», который преподается за бюджетные средства. Я считаю, что такие дисциплины должны преподаваться все-таки за родительские средства, если на то есть желания и потребности у маленьких петрозаводчанок.

Кроме того, мы участвуем в проектах и грантах, которые, надеемся, принесут нам поддержку, изыскиваем и другие возможности — например, устройство остановочных комплексов с возможностью оформления и размещения арендатором своей рекламной продукции.

Здесь для нас получается двойная выгода: арендатор в данном случае будет и содержать данный остановочный комплекс, следить за его благоустройством, чистотой и порядком, а кроме того установит типовой современный остановочный комплекс.

У нас отсутствуют, либо присутствуют с какими-то отдельными элементами, особенно в отдаленных районах города, порядка 100 остановок. Проблема очень актуальна, и мы понимаем ее стоимостное выражение. Сто остановок — каждая по 100 тысяч рублей. Городскому бюджету с такими расходами не справиться. Кроме того, есть успешные практики в других муниципальных образованиях, когда инвесторы оборудуют остановочные комплексы и размещают там свою рекламу.

Проекты, которые мы хотим запустить, будут направлены на сокращение расходов Петрозаводского городского округа и на возможность перенаправления этих средств на другие социально важные позиции - на тот же ремонт дворовых территорий, поддержку социальной сферы наших учреждений в части их ремонта и благоустройства. Надеемся и на привлечение внебюджетных источников: те же акции по благоустройству и озеленению у нас преимущественно происходили за счет спонсорских средств. Практически весь посадочный материал для тех 2 тысяч деревьев, о которых я упоминала, был приобретен на спонсорские средства различных организаций, бизнеса.

- Раз мы с вами заговорили об остановках, самое время вспомнить об общественном транспорте. Как Вы считаете, 25 рублей за проезд в маршрутках — это действительно адекватная цена? И не мешает ли это петрозаводским троллейбусам нормально работать?

- В условиях того, что в «Городском транспорте» (муниципальное предприятие электротранспорта. - прим. ред.) стоимость проезда ниже, я думаю, что стоимость в 25 рублей — это как раз возможность оттягивать пассажиропоток в электротранспорт. А плата за проезд в 20 рублей в «Городском транспорте» (на последней сессии горсовета депутаты повысили предельный размер тарифа на одну поездку с 17 до 20 рублей. - прим. ред.) - это экономически обоснованный тариф, который был предложен руководством «Городского транспорта» и проверен комитетом жилищно-коммунального хозяйства.

Ранее существовавший тариф, конечно же, был более выгоден и необходим для социально незащищенных категорий населения, мы это все прекрасно понимаем, но его нельзя назвать экономически обоснованным. Экономически обоснованный тариф — это тот, при котором электротранспорт может сам закрывать свои потребности по функционированию, оплату за электроэнергию, оплату персонала и приобретение новой техники на свое развитие. Это, конечно, гораздо выше 20 рублей.

Тариф можно было бы опустить до 10 рублей или вообще сделать проезд бесплатным, но мы же понимаем, что это увеличит дотирование из городского бюджета. И если город ежегодно выделяет на троллейбусы 120 миллионов рублей, то можно задать вопрос: а почему мы поддерживаем именно это направление и эти категории людей? Может быть, лучше отдать деньги на образование или на другие потребности?

- Но если «Городской транспорт» - это муниципальное предприятие и экономическую обоснованность своего тарифа оно подтверждать обязано, чего не должны делать частные перевозчики. Все-таки 25 рублей, на Ваш взгляд, не много ли?

- Действительно, экономики их деятельности мы не понимаем и в полной мере не видим. Нам, конечно же, представляются расчеты, которые можно анализировать, однако возможны какие-то иные объективные составляющие. И можно ведь аргументировать практикой других муниципальных образований, по Северо-Западу. Мы всегда стараемся придерживаться такой позиции, чтобы города были идентичны и по населению, и по уровню жизни, и здесь, конечно, уровень оплаты проезда соразмерен.

- В прошлые годы ходили упорные слухи о том, что между частными перевозчиками и троллебусниками было (а, может, и есть) некое противостояние. Упоминались даже некие лоббистские интересы. Сейчас об этом нельзя говорить?

- Конкуренция между этими организациями, конечно, присутствовала и будет присутствовать, здесь это все объективно и понятно, но говорить о каком-то противостоянии точно нельзя, а тем более о лоббировании чьих-либо интересов со стороны власти. Это недопустимо.

- Какие еще значительные расходы предусмотрены в бюджете на 2017 год?

- Очень значимыми и весомыми объектами финансирования являются объекты благоустройства и обеспечения безопасности дорожного движения. Это содержание улично-дорожной сети, и нанесение разметки, оплата контрактов на уборку и на выполнение каких-либо ремонтных работ, уборка и создание новых парковых зон, скверов. Дороги и благоустройство — это самые востребованные позиции у населения.

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.