Стоит предположить предельно неблагоприятный сценарий развития ситуации.
Стоит предположить предельно неблагоприятный сценарий развития ситуации.
Пару дней назад была утверждена программа ХХ Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016). Крупнейшее отраслевое мероприятие пройдёт под девизом "На пороге новой экономической реальности". Организационным комитетом форума подтверждены основные направления и архитектура деловой программы ПМЭФ. Среди ключевых мероприятий, запланированных по направлению "Реализуя экономический потенциал России", особое место отводится презентации результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России и обсуждению механизмов развития предпринимательства.
В практических категориях это означает, что до форума, проведение которого запланировано на 16-18 июня, остаётся чуть более двух месяцев. Ещё можно постараться улучшить показатели, по которым в интегральном ранжире учитываются усилия региональных управленческих команд, но принципиально ситуацию, наверное, уже не поправить. Нацрейтинг состояния инвестклимата в российских регионах, составляемый федеральным Агентством стратегических инициатив (АСИ), в прикладном аспекте представит оценку того, что было реально сделано на местах за время, прошедшее с презентации рейтинга-2015, в котором, напомним, Республика Карелия оказалась на сорок четвёртом месте.
Июньский рейтинг зафиксирует изменения 2015-2016 годов, а само определённое Карелии место (строка в ранжире) позволит объективно охарактеризовать интенсивность и эффективность работы большого количества людей – прежде всего, сотрудников республиканского министерства экономического развития и промышленности – по формированию новой институциональной среды, заточенной на улучшение делового инвестиционного климата в регионе.
Уже сейчас стоит предположить предельно неблагоприятный сценарий развития ситуации. Это связано с тем, что до настоящего времени в Карелии не утверждена Дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В подавляющем большинстве российских регионов дорожные карты (планы мероприятий) были утверждены ещё в начале осени 2015 года.
Более того, до настоящего времени в Карелии не утверждена Дорожная карта мониторинга результатов внедрения Регионального инвестиционного стандарта, в то время как большинство российских регионов приступили к этой работе с 1 января 2015 года.
К сожалению, это не столько указывает на обстоятельства очевидной потери темпа в управлении и выработке необходимых политико-административных решений, но свидетельствует об отношении экономического блока карельского правительства к систематической работе с инвесторами и предпринимателями.
Методические рекомендации по осуществлению мониторинга результатов внедрения инвестстандарта были направлены в регионы ещё … 8 сентября 2014 года, но в республике официальные лица предпочли и предпочитают их не замечать.
Со стороны АСИ предполагается, что мероприятия мониторинга будут направлены на выявление положительной или отрицательной динамики с момента признания соответствующего положения инвестстандарта выполненным. И исходя из установленных изменений, должны быть предусмотрены мероприятия "по совершенствованию соответствующих процессов и/или институтов". Очевидно, что в республике уже полностью нарушена периодичность проведения мероприятий мониторинга, большинство положений которого необходимо было тестировать один раз в квартал с начала прошлого года.
В конечном счёте всё это негативно скажется на позициях республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в российских регионах. Не тайна, что выявленные рейтингом-2015 "узкие места" в первую очередь были связаны с административными процедурами (оценочной деятельностью, налоговым администрированием, регистрацией собственности) и получением разрешений на строительство и подключение к электросетям. Отсутствие обратной связи не позволяет предметно выделить то, что должно быть подвержено совершенствованию или полному реформированию.
Естественно, обсуждаемая тематика – иллюстрация трудоёмкой работы, на которой сложно набрать политические очки, но без её последовательного выполнения нет оснований надеяться на приток долгожданных инвестиций, формирование понятной и дружелюбной к предпринимательству среды и … улучшение позиций Карелии в сравнении с другими территориями. А ведь уже требуется искать ответы на принципиально по-новому сформулированные вопросы. Какова роль Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах Российской Федерации в изменении республиканской бизнес-среды? В каких формах должна быть продолжена совместная работа бизнеса и власти?
Олег Реут
Комментарии