Взгляд карельского экономиста
Взгляд карельского экономиста
Вопрос более жесткого подхода к регулированию ссудо-сберегательного бизнеса назрел давно. Центральный банк на протяжении полутора лет активно боролся с легализацией в банковском секторе, а сейчас не с меньшей активностью приступил к устранению этой проблемы и на рынке микрофинансирования. Под предлогом защиты граждан от мошенников, которые под вывеской микрофинансовых организаций (МФО) организуют пирамиды, где вложения не страхуются государством, а также в целях противодействия отмыванию преступных доходов ЦБ РФ ужесточает требования ко всем организациям этой сферы деятельности.
Есть опасения, что чистка может затронуть как виновных, так и не виновных. Где должен проходить водораздел между теми МФО, которые буквально пытаются выживать в условиях кризиса и в новых "правилах игры", и теми "отмывочными" структурами, по чьим каналам утекают из регионов деньги, происхождение которых нигде не обозначено? Спрос на микрозаймы большой, поэтому борьба за этот сегмент рынка обостряется. По данным Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР), ежегодная потребность россиян в микрозаймах составляет от 250–300 млрд рублей. Есть спрос – будет и предложение. Даже в условиях ужесточения требований с рынка ушло в предыдущем году меньше игроков, чем вновь прибыло.
Где интересы регионов?
Проведя экспресс-анализ состояния рынка микрофинансирования в нашем регионе, могу сказать, что те благие намерения, которыми руководствовались ученые и практики при продвижении идеи развития кредитной кооперации (первые ласточки на рынке микрофинансирования), не претворились в жизнь. Или, если быть точнее, жизнь внесла свои коррективы и дала простор не только для благого дела.
Сейчас многие кооперативы погрязли в судебных тяжбах, кто-то проходит процедуру банкротства. Крайними остались вкладчики, польстившиеся в свое время на высокие проценты.
Когда в интервью со специалистами ныне действующих кредитных кооперативов я задавала вопрос об отношении к новым правилам ЦБ в отношении МФО, абсолютное большинство принимает эти правила, поскольку, по их мнению, давно пора очистить рынок от недобросовестных игроков. Даже то, что крупные МФО теперь поднадзорны ЦБ – уже плюс. По крайней мере, можно увидеть, зайдя на сайт ЦБ, какие интересы у "Сибирского капитала" или более нам знакомого "Семейного капитала", да и другого любого кооператива или иной МФО.
Но по-прежнему нет ответа на вопрос: Где и в чем заключаются интересы региона, если заезжие микродочки, выдавая займы населению под огромный процент, выводят капитал с территории?
Несколько слов о регулировании
Закон о №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" введен в действие со 2 июля 2010 года. Но только с 1 июля прошлого года, согласно новому закону "О потребительском займе", микрофинасовые организации обязали регистрироваться в реестре ЦБ, иначе они могли оказаться вне правового поля.
До этого стремительный рост числа МФО практически был бесконтрольным. Специалисты забили тревогу, когда степень закредитованности населения, особенно в малых городах, достигла немыслимых пределов. Так, мониторинг НИУ ВШЭ выявил, что в городах с населением менее десяти тысяч человек, в кредит живет 45% населения, что почти в два раза больше показателей городов-миллионников. Соответственно стали расти и не возвращаемые долги.
Ученые предупреждали, что распространение никем не контролируемых кредитных институтов несет угрозу для всей экономики. По этому поводу заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО Яков Миркин высказывал свои опасения год назад: "По всем законам жанра, все это должно закончиться рыданиями, грохотом, палками и толпами и войти в историю финансовых неприятностей нашего отечества". Так что присутствие в реестре совсем не означало, что на финансовый рынок вышли законопослушные игроки. Поэтому ЦБ и обратил более пристальные взоры в их сторону.
Первая очистительная волна с ужесточением требований ЦБ выбросила за борт множество МФО. В целом по России проверку регулятора по итогам года не прошли 1232 из 5,5 тысяч организаций. В течение 2014 года ежемесячно рынок покидали до 80 МФО, но пик пришелся на декабрь, когда ссудный бизнес вынужденно приостановили почти 300 компаний.
Количество выбывших из реестра компаний оказалось в 2 раза больше аналогичного показателя 2013 года. Самым популярным нарушением по итогам года, на основании которого компании покидали реестр, оказалась банальная несдача отчетности. Таких оказалось около 500 из тех МФО, об исключении которых по разным причинам сообщил ЦБ на своем сайте.
Новые правила – новые проблемы… или выгоды?
Но настолько ли банальна проблема с отчетностью? Из опроса карельских кооператоров выяснилось, что даже кредитные кооперативы с более чем 10-летнем стажем работы, не все готовы к своевременной сдаче отчетов по новым правилам. Во-первых, необходимо приобрести и освоить новое программное обеспечение. Даже это не всем по карману – IT-платформы не дешевы. Во-вторых, требования соответствия отчетности международным стандартам МСФО не так быстро выполнимы. Даже было и такое мнение при опросе: "Сначала очистили бы рынок от недобропорядочных МФО, а потом поработали с оставшимися по улучшению отчетности". Мнение спорное, из разряда "кто раньше – курица или яйцо".
Но отрицать необходимость и достоверность отчетности не стоит. Хотя ЦБ здесь пошел в лобовую атаку, кооперативы с грамотным персоналом считают, что этот барьер для них преодолим, единственно, что их волнует – необходимость увеличения срока для адаптации и перехода на предложенную систему отчетности. Правда, для слабых сельских кредитных кооперативов такая отчетность не по силам.
Еще хорошим плюсом стали более жесткие требования к руководителям и собственникам МФО. Они в своем прошлом должны быть непричастны к каким-либо банкротствам, не иметь судимостей, не привлекаться к административной ответственности и т.д. В общем, не только квалификация, но и моральные и деловые качества стали важны. Как раньше-то об этом не задумывались?
Что в итоге?
Будет ли обеспечена чистота рядов МФО действиями регулятора, покажет время. Займы с лимитом от 20 до 50 тысяч рублей в последнее время стали наиболее востребованными. Они по определению не входят в линейку банковских продуктов, хотя остаются очень перспективным направлением. Какое место на финансовом рынке останется за МФО? Сдадут ли они его банкам? Безусловно, нет. И не собираются сдавать. Несмотря на то, что требования к МФО значительно ужесточились, количество новых игроков, вышедших на рынок в 2014 году, все равно оказалось больше покинувших его – 1611 против 1232.
Однако по всем параметрам, установленным регулятором, место под солнцем обеспечено более крупным игрокам. А как быть оставшимся ещё на плаву небольшим сельским кредитным кооперативам? Регулятор обещает в будущем послабления небольшим кооперативам хотя бы по отчетности, но вряд ли этого будет достаточно. Есть опасения, что на фоне откровенных мошенников могут стать изгоями и нужные регионам или муниципалитетам кредитные кооперативы.
Государство нам поможет?
Итак, откуда ждать спасения? К примеру, статья 7 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" гарантирует кооперативам всестороннюю помощь. Однако на практике получается все совсем наоборот. В бюджет от кредитных кооперативов (не только сельскохозяйственных) требуют бóльших отчислений, чем от банков. Кооперативы и без того очень трудно переживают кризисные периоды, но ещё и государство им в эту пору активно "помогает". Оно установило, что налогообложение доходов в виде платы или процентов за использование средств членов кредитного кооператива производится по ставке 35% в части превышения ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенных на 5 процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты. Банкам же сделали послабление: для них превышение ставки рефинансирования гарантировано на 10 процентных пунктов до конца 2015 г. В итоге проценты по рублевым вкладам, размещенным в банке по ставке до 18,25%, годовых освобождаются от налогообложения. Каков ожидаемый результат? Потенциальные клиенты свой выбор остановят на банке. В одном кооперативе мне посетовали, что с большим трудом собрали деньги на возврат крупного вклада своему давнему пайщику, т.к. ему якобы деньги срочно потребовались на покупку квартиры, а он отнес их в банк. Разумеется, право свободного выбора есть у каждого гражданина, но государство, ставя в разные условия игроков финансового рынка, тем самым создало банкам конкурентные преимущества.
С другой стороны, кооперативы уже научены кризисным опытом. И хотя в требованиях ЦБ РФ к величине активов и величине привлекаемых вкладов населения существуют ограничения, но сами кооперативы уже не рискуют привлекать крупные суммы от своих пайщиков. То есть происходит некоторое саморегулирование. Надо все-таки учитывать, что весовые категории банков и местных кредитных кооперативов явно несопоставимы. Не настолько богато наше население, пользующееся услугами кооперативов, чтобы осилить высокие проценты по займам. А цена денег складывается как из условий конкуренции, так и издержек кооперативов, которые необходимо покрывать за счет своих же пайщиков.
Надежда есть?
19-20 марта в Москве прошел Форум кредитной кооперации "Через консолидацию к системному развитию", где проблемы кооперативов были услышаны представителями ЦБ РФ. Наши кооператоры вернулись с форума с надеждой, что развитие продолжится. Сейчас карельские кооперативы проводят свои годовые отчетные собрания. У них достаточно тем для обсуждения.
Людмила Розанова,
старший научный сотрудник отдела моделирования и прогнозирования регионального развития Института экономики Карельского научного центра РАН
ЭкспертКарелия
Комментарии