12:00, 27 Октября 2015
Инвестиционный рейтинг Карелии: реальная работа или формальные показатели?

Узнав, что  в инвестиционном рейтинге Карелия находится на 44 месте, а Татарстан – на первом, куда предприниматели будут переносить свою бизнес–активность? Если не в Карелию, то зачем тогда нужен такой рейтинг?

В Институте экономики Карельского научного центра РАН состоялся практический семинар «Инвестиционный и предпринимательский климат региона», на котором прошло обсуждение постановочного доклада «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ: текущая повестка для Карелии». 

Большинство республиканских наблюдателей с нетерпением ждали объявления ранжируемых позиций, направленных на определение эффективности усилий, прежде всего, региональных властей по улучшению условий ведения бизнеса в сравнительно территориальном разрезе. Рейтинг-2015 должен был стать не только измерителем этих усилий, но и действенным инструментом выявления и распространения лучших практик. 

Стоит, прежде всего, отметить, что любой рейтинг представляет собой числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определённого объекта или явления. Даже отталкиваясь от данного, казалось бы, универсального определения, возникает первый требующий обсуждения вопрос. Что является объектом Национального инвестрейтинга? Регион или инвестклимат в нём? Может ли быть рейтинг состояния климата? Здесь сразу же артикулируются и более сложные вопрошания. Нужен ли такой рейтинг, например, карельскому предпринимателю? Узнав, что Карелия находится на 44 месте, а Татарстан – на первом, будет ли он переносить свою бизнес–активность туда, где «климатические характеристики» оценены более высоко?

При признании того обстоятельства, что, наверное, рейтинг нужен, прежде всего, для формирования системы стимулов для глав территорий – ведь всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2016 позиции руководимых ими регионов повысились, устанавливается ли причинно-следственная связь между рассматриваемыми процессами? Другими словами, означает ли рост позиций в рейтинге реальное улучшение инвестклимата? И с учётом обратной связи: приводит ли улучшение климата к фактическому повышению позиций в рейтинге?

Столь большое количество открытых вопросов, выявленных в ходе обсуждения, не было случайным. На семинаре внимание присутствующих было обращено на то, что присвоение рейтинга является коммерческой услугой. В классической формуле инвестор, выступающий заказчиком рэнкинга, получает независимое мнение о возможности вложения денежных средств, снижении рисков и сравнении по соотношению «риск-доходность». Однако, природа обсуждаемого нацрейтинга совсем другая. Заявленная цель осуществляемого Агентством стратегических инициатив рейтингования формулируется следующим образом: «Анализ ключевых факторов создания благоприятного инвестиционного климата и, таким образом, оценка эффективности усилий региональных властей по улучшению состояния инвестиционного климата региона.»

Получается, что во главу угла ставится побуждение региональных управленческих команд продвигаться по пути преодоления так называемых «слабых позиций», т.е. совершенствования тех показателей, которые оценены как сравнительно неудовлетворительные. Например, в Карелии к ним относятся: эффективность института оценки регулирующего воздействия, удовлетворённость мерами государственной поддержки, действующими в регионе (региональные налоговые льготы, государственные субсидии, гарантии регионального гарантийного фонда), удовлетворённость предпринимателей качеством дорожной сети на территории региона, удовлетворённость процедурой постановки на кадастровый учёт и т.д. Подробнее о том, какую оценку и по каким критериям получила Карелия в этом рейтинге, читайте здесь.

Участники семинара подчеркнули, что динамика, уже сейчас закладываемая в оценку позиций рейтинга следующего года, не учитывает те институциональные инновации, которые могли бы формироваться и развиваться в республике и именно таким образом фундаментально улучшать инвестиционный климат. Следствием этого может стать демотивация региональных органов власти к работе по совершенствованию институциональной среды и перенос акцента с реальной деятельности по улучшению инвестиционного климата на достижение формальных показателей, заложенных в нацрейтнге. Во избежание такого негативного сценария необходимо, наряду с другими вещами, последовательно повышать уровень чувствительности методики рейтингового измерения посредством более глубокой и адаптивной её взаимосвязи с методикой измерения, заложенной в успешно принятый в Карелии Региональный инвестиционный стандарт.

Олег Реут

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 21 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.