Сокращение расходной части республиканского бюджета на 1.5 млрд. рублей за неделю до рассмотрения вопроса о принятии ФЦП по развитию Карелии до 2020 года, объём госбюджетных средств по которой планируется на уровне 15 млрд. рублей, подталкивает обозревателей к обоснованным рассуждениям о масштабе цифр.
Сокращение расходной части республиканского бюджета на 1.5 млрд. рублей за неделю до рассмотрения вопроса о принятии Федеральной целевой программы по развитию Карелии до 2020 года, объём госбюджетных средств по которой планируется на уровне 15 млрд. рублей, подталкивает обозревателей к обоснованным рассуждениям о масштабе цифр.
Усреднённый показатель в три миллиарда рублей на каждый год подготовки к столетнему юбилею республики уже совсем не выглядит «особым» и «знаковым». Более того, никуда не исчезают кризисные явления в республиканской экономике.
Несмотря на то, что о существенном подорожании товаров и услуг в последние два месяца стали говорить сравнительно меньше, повышение цен, а, следовательно, и снижение качества жизни, всё же отмечается. Всё больше жителей региона вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы приспособиться к сложившейся экономической ситуации. Так, растёт число тех, кто в последнее время перешёл на более дешёвые продукты или вовсе отказался от приобретения некоторых товаров. Более 30% трудоспособного населения республики ведут поиск более высокооплачиваемой работы или приработка. Почти столько же (28%) тратят ранее сформированные сбережения на повседневные расходы. Среди других способов удержания на плаву стоит выделить: получение денег в долг у знакомых, что, по большому счёту, означает самое простое перераспределение, или оформление кредита в банке. Однако только тот факт, что в первом квартале 2015 года зафиксирован рекордный рост доли просрочки по розничным кредитам, заставляет самым серьёзным образом задуматься о целесообразности кредитования. Заёмщики в Карелии фактически не справляются с тяжёлым долговым бременем. Основные причины этого – падающая экономика и последовательное сокращение персонала. Кстати, сокращение расходов республиканского бюджета этому только способствует.
Как это ни было бы неприятно, но улучшения ситуации не ждут даже те, кому это положено по должности, – руководители экономического блока карельского правительства. Нет даже более или менее предметных разговоров о возможности выйти на уровень 2014 года. Ввиду текущего ограничения бюджетных ресурсов не то, чтобы дополнительная, а даже основная поддержка бедного и уязвимого населения будет всё менее существенной. При этом федеральный центр занимает весьма жёсткую позицию: например, Минэкономразвития РФ предлагает правительству рассмотреть возможность отказа от субсидирования регионов на поддержание занятости населения. Логика этих действий связана с необходимостью подтолкнуть власти территории начать проводить структурные реформы. Это является самым серьезным вызовом, который стоит перед губернаторским корпусом. Альтернатив – стагнирующая экономика как минимум на ближайшие пять лет.
Именно здесь вспоминаются слова заместителя министра финансов РК С. Алексеевой, произнесённые при обосновании бюджетного секвестирования: «Из 1.5 миллиардов рублей большая часть коснулась инвестиционных расходов, и тех расходов, которые можно перенести на поздние периоды». Решая тактическую задачу, игнорируется стратегическая. Спрашивается, зачем полтора года назад принимали Инвестиционную декларацию Республики Карелия, пару месяцев назад утверждали Инвестиционную стратегию региона и в целом затратили столько административных усилий для внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата?
Олег Реут
Комментарии