Карелию и Финляндию связал новый туристический путь
Карелию и Финляндию связал новый туристический путь
В 1580 году шведскому королю Юхану III были доставлены карельские гранаты, которые скандинавы приняли за более дорогие рубины. Самоцветы настолько поразили монарха, что он отправил в Северное Приладожье военную экспедицию, которой было поручено начать добычу драгоценных камней. Говорят, гранаты из окрестностей канувшей в Лету деревушки Кителя до сих пор украшают шведскую корону, а заброшенные копи в Питкярантском районе по-прежнему влекут любителей сокровищ.
«Это самый старый карьер на территории Северного Приладожья. Гранаты здесь добывали подземным способом. Эти штольни сохранились, хотя сейчас они завалены и не доступны для туристов. Но там есть места, куда можно легко добраться от дороги, и поэтому гранаты добывают и по сей день. Для этого нужно лишь взять с собой молоток, зубило и мешок», - утверждает известный приладожский краевед Игорь Борисов.
Геологические достопримечательности как рыночный товар
Заброшенные гранатовые копи в Кителя – это лишь один из объектов нового международного туристического маршрута «Дорога горных промыслов», который связал Петрозаводск с горой Пуйо в финском городе Куопио. Маршрут был создан карельскими и финскими геологами, историками и представителями туристического бизнеса в рамках проекта «Mining Road», который реализуется с 2012 года при финансовой поддержке программы приграничного сотрудничества ЕС и России.
«Главная цель нашего проекта заключается в продвижении геологических достопримечательностей Карелии и приграничных районов Финляндии на туристический рынок, - рассказывает координатор проекта, заместитель директора по научной работе Института геологии Карельского научного центра РАН Виталий Шеков. - Мы постарались описать все привлекательные объекты горных промыслов, которые находятся вблизи дороги от Петрозаводска до Куопио. К этой работе мы привлекли и школьников, организовав две экспедиции с их участием к руинам Тулмозерского чугунолитейного завода. В этом году будет третья, и, как мне рассказали в республиканском министерстве образования, желающие уже звонят и просят включить их в состав экспедиции. С помощью Национального музея Карелии мы создали экспозицию в этнокультурном центре в Пряже, и в этом году мы планируем вовлечь руины Тулмозерского завода в туристический оборот. Мы расчистили их от кустарника и деревьев и прокладываем к руинам туристические тропы. У нас работает целая бригада из местных жителей, и мы рассчитываем на то, что они и дальше будут трудиться в рудном парке «Тулмозерье», который предполагается создать вблизи Колатсельги».
По словам директора Института геологии Владимира Щипцова, привлекательными для туристов могут быть не только знаменитый Рускеальский мраморный каньон, руины Тулмозерского завода и гранатовые копи в Кителя, но и образовавшееся на месте метеоритного кратера озеро Янисъярви, расположенные в его окрестностях старые доломитовые карьеры, насчитывающий более чем полуторавековую историю Вяртсильский металлургический завод, единственное в европейской части России Кительское месторождение олова, Питкярантские рудники, а также выходы гранитов-рапакиви и другие обнажения коренных горных пород. Правда, в отличие от финских объектов нового международного маршрута карельские памятники геологии и горных промыслов остро нуждаются в инфраструктурном обустройстве, за исключением, пожалуй, мраморных ломок в Рускеале, где уже почти десять лет открыт горный парк, ежегодно привлекающий более 70 тысяч туристов.
«Геологический туризм не должен быть диким, - считает Владимир Щипцов. – Человек должен подъехать к туристическому объекту, получить какую-то информацию и иметь возможность выпить там кофе. Загаженное место никому не интересно. Но когда ты отправляешься к геологическому памятнику, а там есть площадка, чтобы поставить машину, отдохнуть или даже переночевать, тогда такой объект вполне может бороться за туристов».
В расчете на частных инвесторов
По большому счету, горный парк «Рускеала» - это пока единственный карельский объект «Дороги горных промыслов», способный конкурировать с аналогичными объектами в Финляндии – Музеем горного дела в Оутокумпу, бывшим молибденовым рудником в Мятясваара или деревней Мехке. Создание в Мраморном каньоне новых маршрутов, в том числе – подземного, а в будущем – возможно, и подводного, развитие вокруг старых каменоломней туристической инфраструктуры позволило владельцам горного парка превратить его в одну из самых популярных достопримечательностей республики. Однако все это – результат собственных инвестиций компании «Колмас Карелия», которая не побоялась в середине «нулевых» пойти на финансовый риск.
Интересно, что в соседних районах Финляндии такие риски берут на себя муниципалитеты и само государство. Музей горного дела в городе Оутокумпу был открыт еще в 1982 году, а впоследствии реконструирован на средства Евросоюза. Однако финансируют работу музея, который превратился теперь в одно из популярных мест отдыха с подземными выставочными залами, детскими площадками и ресторанами, городские власти. Туристические тропы в окрестностях горы Пуйо в Куопио также создавались муниципалитетом и принадлежат городу.
«Мы проводим экскурсии на геологических маршрутах, но для нас это не является бизнесом. Доходы от геологического туризма получает городской бюджет», - отмечает представитель Геологической службы Финляндии из Куопио Яри Ненонен.
Рассчитывать на то, что обустройством геологических маршрутов в Карелии займутся районные или даже республиканские власти не приходится – карельские чиновники готовы лишь отправиться с подготовленной на местах проектно-сметной документацией в Москву, чтобы попытаться получить финансирование из федеральных целевых программ. Поэтому, как признается депутат Пряжинского районного совета Виктор Ефремов, создание на руинах Тулмозерского завода рудного парка в районе связывают, прежде всего, с частными инвестициями.
«Мы рассматриваем рудный парк «Тулмозерье» как инвестиционный проект. Если у кого-то есть желание по примеру Рускеального горного парка взять эту территорию в аренду и строить на ней свой бизнес, то мы будем это только приветствовать», - говорит заместитель директора по научной работе Института геологии Виталий Шеков. Однако пока такой инвестор в Пряжинском районе не появился, и поэтому обустраивать территорию бывшего Тулмозерского завода карельские ученые и музейщики начали на средства проекта «Дорога горных промыслов».
Как ожидается, туристические автобусы смогут подъезжать к заводским руинам уже в августе нынешнего года.
Валерий Поташов
Сортавала-Петрозаводск
Комментарии