Республиканские власти запутались в "дутых" цифрах?
Республиканские власти запутались в "дутых" цифрах?
Туристический сезон в Карелии подошел к концу: в республиканском правительстве раздали награды лучшим турфирмам, а карельский губернатор Александр Худилайнен объявил журналистам, что по итогам года количество туристов в республике увеличится на 17% и превысит два миллиона человек. Откуда взялась эта цифра, глава Карелии объяснять не стал: в республике давно принято считать туристами чуть ли не всех командировочных и водителей-дальнобойщиков. Однако официальная статистика туристских и гостиничных услуг, оказанных на территории региона, выглядит значительно скромнее и явно не соответствует губернаторским прогнозам.
Согласно данным Карелиястата, за восемь месяцев объем туристских услуг составил в республике около 518,6 миллиона рублей, что на 0,4% меньше аналогичного прошлогоднего уровня. В отличие от туристских услуг в гостиничной сфере Карелии в нынешнем году отмечен рост – на 5,5%. Правда, объем гостиничных услуг пока не дотягивает до туристских и по итогам января-августа составляет около 427,4 миллиона рублей.
Официальная статистика, как ни странно, не слишком расходится с теми цифрами, которые опубликованы на сайте республиканского комитета по туризму. Согласно этим цифрам, в прошлом году общий объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг составил в Карелии 980 миллионов рублей, т.е. не намного больше того объема, который приводит в своих данных за восемь месяцев нынешнего года Карелиястат. Но для двух миллионов туристов, о которых говорил губернатор, этот объем не просто мал – он мизерен, если вспомнить уровень цен в карельских гостиницах и стоимость экскурсионного обслуживания на основных туристических достопримечательностях республики.
Если верить главе Карелии, точнее тому, что он произнес на пресс-конференции в конце сентября, в прошлом году в республике побывали 1 миллион 900 тысяч туристов. Путем нехитрых арифметических действий получаем, что одному среднестатистическому туристу в Карелии оказывается туристско-экскурсионных и гостиничных услуг на… 516 рублей. Удивительно, что при этом республику посещает только два, а не двадцать два миллиона человек, хотя карельские чиновники при желании могут нарисовать любую цифру.
Совершенно очевидно, что глава Карелии просто запутался в том хитросплетении цифр, которые на протяжении полутора десятков лет плетут в республиканском правительстве, чтобы показать, как развивается туристическая отрасль. Тут тебе и миллиарды рублей совокупного дохода, который приносит туризм региональной экономике, и миллионы посетителей республики. На деле же оказывается, что налоговые поступления в бюджет от туристического бизнеса не разглядишь даже с лупой, а из двух миллионов посетителей Карелии, которых губернатор назвал "туристами", организованных туристов и экскурсантов не наберется и трети. В прошлом году их доля составляла всего 31,5%.
Где же бродит остальная часть "неорганизованных туристов и экскурсантов", численность которых почти вдвое превышает численность населения республики? Не могут же они питаться исключительно выловленной в карельских озерах рыбой и собранными в лесах ягодами, грибами и кореньями. Если учесть сезонный характер туризма в республике, огромная армия "диких" туристов должна весьма ощутимо отражаться на статистике розничной торговли и общепита в летний период. Но этого не происходит, и приходится признать, что никаких миллионов " неорганизованных туристов и экскурсантов" в Карелии попросту нет, а, скорее всего, есть "дутые" цифры, которые совершенно не отражают реального положения дел в туристической отрасли республики.
Замечу, что в соседней Финляндии, Эстонии и других европейских странах принято считать количество ночевок, проведенных туристами в гостиницах или кемпингах, и эта статистика более объективно свидетельствует о ситуации в сфере туризма, чем подсчет всех, кто приезжает в республику или проезжает по ее территории. К примеру, в прошлом году в Эстонии побывали 6 миллионов туристов, которые приобрели товары и услуги на миллиард евро, и это не выдуманные цифры, а реальный показатель развития туристического бизнеса, к которому Карелии можно стремиться.
Валерий Поташов
Комментарии