Счастье не в деньгах, а в грамотном балансе, – уверен министр финансов.
Счастье не в деньгах, а в грамотном балансе, – уверен министр финансов.
Встретиться с новым министром финансов республики Алексеем Максимовым удалось со второй попытки. Вызов на срочное совещание, и встреча сорвалась, министра пришлось «ловить», как говорится, наудачу. Несмотря на то, что Алексей Максимов, спустя двадцать минут оживленной беседы, стал то и дело поглядывать на часы, мы успели узнать немало любопытных деталей.
– Алексей Анатольевич, сегодня очевидно, что бюджет нынешнего года крайне напряженный и дожить до нового года без потрясений будет непросто. Тем не менее, есть ли сегодня понимание того, за счет каких ресурсов и возможностей Карелия будет выбираться из сложнейшей финансовой ситуации?
– То, что бюджет 2010 года крайне тяжелый, было понятно с самого начала. Достаточно сказать, что государственный долг на 1 января 2011 года составит 7,6 миллиарда рублей. Принципиальна даже не внушительная сумма долга, а то, что он превышает темпы роста собственных доходов. Сегодня госдолг составляет 56 процентов от объема налоговых и неналоговых поступлений. Это крайне опасная диспропорция, и любой финансист меня поймет. Кроме того, мы должны учитывать и кредиторскую задолженность бюджетных учреждений, объем которой по консолидированному бюджету составляет практически 1,0 миллиарда рублей.
Должен сказать, что Правительство республики учитывает и в полной мере осознает сложность ситуации с исполнением обязательств по привлеченным муниципальными образованиями Карелии заемным средствам. В совокупности муниципальный долг в республике превысил 1,0 миллиарда рублей (а это составляет практически пятую часть собственных доходов муниципалитетов).
Прибавьте к этому дефицит республиканского бюджета в сумме 3,3 миллиарда рублей, из которых 1,8 миллиарда рублей изначально планировалось восполнить за счет продажи республиканского имущества. Анализ реализации программы приватизации государственного имущества показывает, что ожидания в данном источнике покрытия дефицита бюджета оказались явно завышенными на этот год и недостаточно экономически проработанными.
Но при этом необходимо понимать, что бюджет – это закон, который принят на уровне карельского парламента и который необходимо исполнить, каким бы тяжелым он ни был. Заложенные в параметры трехлетнего бюджета темпы роста государственного долга, опережающие практически в два раза прогнозируемый темп роста налоговых доходов, приблизили республику к госдолгу, объем которого к 2013 году превысит 10 миллиардов рублей. При этом следует четко оценивать нагрузку на бюджет по обслуживанию долга. Приведу яркий пример – бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга в текущем финансовом году (а это более 950 миллионов рублей) сопоставимы с объемом всей республиканской инвестиционной программы!
Тем не менее, нужно отчетливо понимать, что и сами заимствования, и, соответственно, наличие порожденного ими долга не должны рассматриваться как исключительно негативный фактор, это один из инструментов реализации бюджетного процесса. Грамотное управление долгом, выработка мер по планомерному развитию экономики, наращиванию собственных доходов, адекватному снижению дефицита бюджета и долговой нагрузки – вот приоритет региональной бюджетной политики на ближайшую перспективу.
Не секрет, что уже сейчас губернатору приходится предпринимать экстренные меры, чтобы Карелия смогла относительно спокойно пережить крайне неблагоприятный в финансовом отношении год.
– Результаты уже есть?
– Карелии предоставляют 1 миллиард рублей в виде бюджетного кредита. Это финансовая помощь России, которую удалось получить прежде всего благодаря настойчивости губернатора, сумевшего убедить Москву в необходимости финансовой помощи. Но нужно понимать, что деньги республике дают не просто так. Нам еще предстоит доказать, что за финансовой поддержкой последуют позитивные изменения в экономике республики. Фактически мы получили временную передышку, чтобы сформировать по каждому своему активу взвешенную и четкую позицию. Можно сказать, что процентов на пятьдесят самую острую проблему мы сняли. Параллельно мы работаем над программой повышения эффективности бюджетных расходов и над программой увеличения доходной базы. Первые результаты, я уверен, будут заметны уже в этом году.
– Вы имеете в виду сокращение расходов на аппарат управления?
– Я против сокращения ради сокращения. Происходит глобальная инвентаризация бюджета, чтобы выяснить, какие обязательства мы на себя взяли, сколько они реально стоят и где мы расходуем деньги неэффективно. Я сегодня не готов говорить о конкретных цифрах, но с уверенностью могу сказать, что в будущем году обязательно будут сокращены расходы на государственный аппарат.
– На последней коллегии Минфина вы призвали коллег из районов в союзники. Я впервые за последние годы услышала новую тональность в диалоге с финансистами муниципального уровня. Вы, действительно, верите, что от состояния «холодной войны», когда республика обвиняла муниципалитеты в бездействии, а те жаловались на пустую казну, можно перейти к партнерским отношениям?
– Я бы не стал столь жестко оценивать прошлое. Но мне кажется, что сегодня у нас есть уникальная возможность выстроить отношения между республикой и муниципалитетами на несколько иных принципах, которые, с одной стороны, не исключают ответственности сторон, с другой – не обрекают местную власть на состояние полной безысходности, когда уровень проблемы в разы превышает возможности местного бюджета. Открещиваться от проблем муниципалитетов, ссылаясь на их финансовую самостоятельность, мы не собираемся. Но, конечно, конструктивный диалог возможен, когда существует взаимное движение навстречу друг другу.
– Скажите, предложение возглавить Минфин стало для вас неожиданностью?
– Не стану скрывать, для меня это было полной неожиданностью. Андрей Нелидов пригласил меня на встречу, которая состоялась в Петрозаводске. До этого мы не были лично знакомы.
– Когда вы шли на встречу, вы уже знали о готовящемся предложении?
– Для меня было очевидно, что должны произойти кадровые изменения, в том числе и в финансовом ведомстве.
– Около трех лет вы проработали в Торгпредстве России в Финляндии. Вас мучила проблема выбора или у вас не было внутренних сомнений?
– Я не верю, что подобные решения даются кому-то просто. Мне пришлось разорвать свои трудовые отношения с торгпредством, которые должны были длиться еще около двух лет.
– Как к этому отнесся руководитель торгпредства Валерий Шлямин?
– Как опытный и мудрый руководитель, знающий специфику нашего региона, Валерий Александрович прекрасно понимал все риски. Он мне сказал: «То, Алексей, на что ты идешь, совсем непростое дело». Но его слова по-настоящему осознаешь только сейчас, когда приходится работать практически без выходных с 8 утра и до позднего вечера.
– Не приходит мысль: а зачем мне все это надо?
– Было несколько моментов, когда я с ностальгией вспоминал Финляндию, – улыбнулся министр. – Но, с другой стороны, я ведь знал, на что шел. Мне пришлось работать руководителем финансового управления Петрозаводска, так что иллюзий относительно того, что в шесть часов можно уйти домой, у меня не было. Я понимал, что о каких-то своих увлечениях мне придется надолго забыть. Но к этой работе я себя долго готовил, я ее люблю, так что никаких панических настроений у меня нет.
– О каких увлечениях вам пришлось забыть? У вас есть хобби?
– У меня нет хобби, я работой увлекаюсь, – рассмеялся Алексей Максимов. – Я люблю путешествовать на автомобиле. Как-то был суточный пробег по Европе, когда я один за рулем проехал 2 тысячи километров.
– Какая страна больше нравится из тех, где успели побывать?
– Откровенно говоря, Финляндия. Когда приезжаешь на две недели как турист, то видишь только «фантик». Истинные реалии, в которых живет страна, как правило, остаются за кадром. Мне посчастливилось увидеть Финляндию глазами тех, кто в ней постоянно живет, и эта картина показалась мне очень симпатичной.
– Правда ли, что, еще работая в городской администрации, вы как-то сказали, что будете министром финансов?
– Честно? Не помню.
– Скоро вам исполнится 33 года. Таких молодых министров еще нужно поискать. Молодость не мешает?
– Нет, не мешает. Это для меня пройденный этап, психологические трудности я преодолел в петрозаводской администрации. Нельзя дважды войти в одну реку. Откровенно говоря, я не чувствую каких-то возрастных барьеров. Напротив, очень помогает, что большинство сотрудников министерства финансов – профессиональные, честные, опытные люди.
– А министерское кресло не кружит голову?
– Для меня это не радость, а скорее дополнительное психологическое давление, которое ко многому обязывает. Меня поздравляют знакомые, друзья. Я им честно говорю, что делать это рано. Когда будут ощутимые результаты, можно будет поздравлять и оправдано будет принимать поздравления.
– В деньгах ли счастье?
– Во всем должен быть грамотный баланс. Большие деньги – это одновременно большая ноша, но и их отсутствие – это тоже проблема. Во всем хороша мера.
– Вы воспитывались в семье финансистов. Ваш отец Анатолий Петрович Максимов возглавляет управление Федерального казначейства по РК. Как родители отнеслись к вашему назначению?
– Мой отец тоже руководил министерством финансов Карелии и, кстати, стал министром ровно 20 лет назад, когда ему было 39 лет. Этот факт биографии возводит мою ответственность в превосходную степень. Помимо оценки, которую дает моей работе глава республики, мои коллеги, самый беспристрастный судья – это мой отец. И он не скупится на критику.
Досье «МК» в Карелии»
Самому молодому министру Карелии Алексею Максимову в ноябре 2010 года исполнится 33 года. С красным дипломом окончил экономический факультет ПетрГУ, защитил кандидатскую диссертацию по теме бюджетного федерализма. В 25 лет пришел на работу в финансовое управление администрации Петрозаводска. Быстро сделал карьеру в городской администрации, исполнял обязанности председателя комитета по экономике и финансам. Осенью 2007 года перешел на работу в Торгпредство России в Финляндии. Не женат.
Комментарии