Карельские машиностроители смотрят в будущее с оптимизмом?
Карельские машиностроители смотрят в будущее с оптимизмом?
Большинство жителей Карелии считают, что наша республика уже давно перестала быть промышленным краем. Многие заводы обанкрочены и закрыты, их корпуса либо заброшены, либо сданы в аренду под офисы небольших фирм, либо проданы под торговые центры. Те же предприятия, что сохранились, работают не на полную мощность. Что происходит с карельской промышленностью и, в частности, с машиностроением? Удалось сохранить эту отрасль или мы ее потеряли? Об этом мы поговорили с председателем Карельского отделения Союза машиностроителей России Леонидом Белугой.
– В предыдущем интервью мы договорились, что встретимся с вами еще раз, чтобы поговорить о состоянии машиностроительной отрасли в Карелии и о том, как она будет развиваться. Предлагаю начать наш разговор с итогов. Какие они?
– В целом по России рост производства в машиностроительном комплексе в прошлом году по сравнению с 2010 годом составил почти 16%. Это лучший результат среди всех отраслей промышленности. Однако рост был неоднородным. Так, не произошло ожидаемого роста в гражданском авиастроении, продолжилось падение производства в судостроении. По большому счету, положительную динамику демонстрировали лишь те производства, которые субсидирует государство, например, автомобилестроение и предприятия, производящие технику для сельского хозяйства. Вообще, в прошлом году был поставлен абсолютный рекорд в производстве автомобилей – более 1,7 миллиона. Убедиться в этом наглядно можно даже на примере Петрозаводска, машин на улицах с каждым днем все больше и больше.
Но все не так положительно, как может показаться на первый взгляд. Выпуск продукции по-прежнему существенно отстает от объемов, которые наблюдались в 2007-2008 годах. То есть, вроде и постепенный рост наблюдается, но проблем больше.
– А как смотрится Карелия на фоне общей статистики?
– Статистика – дело тонкое. По цифрам минувший год отмечен стабильной работой машиностроителей. Индекс производства в отрасли составил 104%. С одной стороны, это повод для гордости, а с другой – показатели все еще заметно отстают от докризисных. К сожалению, крупных машиностроительных производств в Карелии почти не осталось. Завод «Авангард» обанкрочен и закрыт. Ничего не слышно о петрозаводском Станкозаводе.
Трудности испытывает «Онежский судостроительный завод». В 2011 году, благодаря новому собственнику, предприятию удалось получить заказ на изготовление пяти танкеров, но из-за напряженной ситуации с кредитованием данного проекта, заказ сократился до трех судов. Хотя еще завод выиграл конкурс на изготовление в нынешнем году двух лоцмейстерских катеров. Но ведь это мизер по сравнению с тем, сколько строилось в нашей республике прежде.
Подобная ситуация сложилась и на легендарном «Онежском тракторном заводе», который сохранил производство лишь на одной площадке. Справедливости ради надо отметить, что в минувшем году ОТЗ увеличил выпуск продукции: в прошлом году было произведено 97 единиц техники, а годом ранее – 76.
– А есть примеры республиканских предприятий, работающих, скажем так, более успешно?
– Можно сказать, предприятия, созданные уже в новых условиях рынка, а значит, лучше реагирующие на спрос, чувствуют себя лучше. К примеру, костомукшские «АЕК» и «Электрокос», выпускающие электрооборудование для автомобилей. Так, «АЕК» произвел автомобильных жгутов на сумму 427 млн. рублей, а «Электрокос» – печатных схем на 109 млн. рублей. Рост составил 22% и 7% соответственно.
По-прежнему флагманом карельского машиностроения является «Петрозаводскмаш», который в прошлом году сработал на 2,5 млрд. руб. А это, между прочим, 132% к уровню 2010 года. Но, как я уже говорил, без поддержки государства таких показателей добиться трудно, почти невозможно. А как вы знаете, «Петрозаводскмаш» теперь входит в структуру госкорпорации «Росатом», и его будущее, пожалуй, самое определенное.
– Понятно, что для дальнейшего развития предприятий республики должны сойтись воедино несколько факторов, в том числе модернизация производства, расширение рынка сбыта и выпуск новой продукции. Как с этим обстоят дела в Карелии?
– Те предприятия, которые открылись за последние 20 лет, изначально оснащались современным оборудованием. Вопрос модернизации больше актуален для машиностроительных предприятий, которые удалось сохранить с советских времен. На ОТЗ трактора собираются из поступивших готовых деталей. Нынешние собственники считают это более выгодным экономически.
Серьезные деньги вкладываются в «Петрозаводскмаш». На предприятии есть своя инвестиционная программа, направленная на модернизацию производства. Так, уже в этом году на «Петрозаводскмаше» смонтировано два огромных фрезерных импортных станка, что существенно облегчает выпуск сложного оборудования для атомной промышленности.
– Вы почти 10 лет возглавляли «Петрозаводскмаш» и сейчас входите в Совет директоров, поэтому очень хорошо знаете ситуацию в российском и карельском машиностроении изнутри. Какие, на ваш взгляд, необходимо принять меры, чтобы отрасль развивалась более динамично?
– В первую очередь, платить достойные зарплаты. Настаиваю на том, что человек, который стоит у станка весь день, работает в тяжелых, а порой и вредных для здоровья условиях, должен зарабатывать больше чиновников. Если чиновник получает 30 тысяч, то рабочий должен получать как минимум 60 тысяч. Без этого возродить престиж рабочих профессий не удастся. И я не устану об этом говорить. А для решения этого вопроса необходимы совместные и скоординированные действия властей и работодателей.
Далее. Надо поддерживать местных производителей. Возьмем, к примеру, «Петрозаводскмаш». Замечательно, что закупили многомиллионные импортные станки, однако можно было купить и отечественные, которые не хуже по качеству и производительности, но стоят на порядок дешевле.
Еще одна мера, которая поможет отрасли, – это снижение ставки по кредитам. Сейчас предприятия платят 12% на общих основаниях, а должны платить 1%.
Естественно, без помощи государства эти проблемы не решить, и оно должно взять на себя часть обязательств.
– А это не игра в одни ворота?
– Разумеется, и бизнес должен иметь свои обязательства, должно быть выгодное партнерство. Если, к примеру, государство дает какие-то преференции предприятиям машиностроения, то бизнес со своей стороны должен взять на себя социальную ответственность: достойные зарплаты, забота о здоровье своих сотрудников или, например, открытие ведомственных детских садов. Считаю, что таким крупным предприятиям, как «Петрозаводскмаш», иметь свой детсад вполне под силу. С одной стороны, дополнительный стимул для работников предприятия, с другой – помощь властям в решении острой проблемы. Кстати, у «Росатома» есть намерение решить проблему с устройством детей своих работников в детсад. Надеюсь, планы не изменятся.
– Можно сказать, что, несмотря на существующие сложности и проблемы, у карельского машиностроения есть будущее?
– Я в этом уверен. Да, некоторые предприятия мы потеряли, их, к сожалению не вернуть. Но те, что мы сохранили, нужно поддерживать. Надо находить инвесторов для открытия новых. Невозможно на Севере выжить на одном туризме. И то, что руководство страны стало больше уделять внимание промышленности, стало прислушиваться к людям труда – обычным работягам, вселяет надежду, что у отрасли неплохие перспективы для развития. И в этой связи назначение бывшего начальника цеха Уралвагонзавода Игоря Холманских полпредом президента в Уральском федеральном округе мне кажется добрым знаком.
Илья Коновалов,
«МК» в Карелии»
Комментарии