12:00, 01 Августа 2013
«Нашим детям незачем списывать»

Известный карельский педагог, директор Университетского лицея Надежда Пекарчик об учителях-энтузиастах и звездных детях

Известный карельский педагог, директор Университетского лицея  Надежда Пекарчик об учителях-энтузиастах и звездных детях

«Для наших выпускников поступить в вуз не проблема, – говорит директор Университетского лицея Петрозаводска Надежда Пекарчик. – Гораздо сложнее вопрос, какой из них выбрать». Неудивительно, что сегодня многие родители стремятся отдать своих детей под крыло Пекарчик. Но 28 лет назад, когда Надежда Васильевна заняла пост руководителя тогда еще школы № 28, ситуация была иной. Будущий лицей не пользовался популярностью горожан, и в 1985 году первоклашек пришло в него совсем немного. Начинающему директору нужно было что-то делать. Как Надежда Пекарчик «строила» свой лицей? Кого сегодня Надежде Васильевне приходится перевоспитывать? И почему во время отпуска ее можно частенько застать в школе? Директор Университетского лицея Надежда Пекарчик, удостоенная  в нынешнем году звания «Почетный гражданин Петрозаводска», рассказала нам об этом в интервью.

Рижский проект

– Надежда Васильевна, лето на дворе, каникулы, отпуска, а вы в лицее. Неужели отдохнуть не хотите от школьных забот?

– В лицее я далеко не каждый день. В отпуске позволяю себе приходить под настроение, когда нужно что-то проконтролировать. У нас же подготовка к новому учебному году идет полным ходом. 1 сентября лицей должен блестеть. И наши дети нам в этом помогают. В школе сохранилась традиция летней отработки – это экологический практикум. Учителя биологии руководят этой практикой, обучая детей ухаживать за растениями, кустарниками, оформлять клумбы и наводить порядок на территории школы. В сентябре проявившие себя ученики получат за свою работу оценки по биологии. Ну а будущие десятиклассники выйдут на работу в августе на два дня. Они расставят мебель и пыль сотрут. Это будет их вкладом в подготовку школы к новому учебному году. Потом они ее беречь будут. Они знают, что за лето все отремонтировано, приобретено много нового оборудования.

– А бесплатными учебниками своих лицеистов обеспечите?

– Сейчас фонд у нас приличный. В конце учебного года мы обратились к родителям с просьбой сдать учебники, которые были у их детей, и они нам очень помогли. За весну мы купили пособий на 1 миллион 200 тысяч. И сейчас ждем еще поступлений учебников. Думаю, что справимся с этой задачей.

–  1 сентября 1975 года, когда вы пришли работать в школу №28 учителем  математики, проблем с учебниками не было. Но наверняка вы сталкивались с другими трудностями?

–  Я окончила Кемеровский университет и по семейным обстоятельствам оказалась в Петрозаводске. 28-я школа мне сразу понравилась, и я здесь с удовольствием отработала десять лет учителем. Серьезных трудностей не было. Но в 1985 году, когда я стала руководить школой, мы столкнулись с проблемой недобора детей. Школы №29 и №6 были сильными учреждениями. Они пользовались большим успехом у родителей. А к нам пришло очень мало детей. И я стала разрабатывать программу, как сделать школу привлекательной для населения. Тогда начинался период перестройки, и мне в министерстве образования случайно на глаза попались документы по школе-колледжу при Рижском политехническом институте. Я их изучила и отправилась в Ригу. Тогда же все было просто – союзные республики были сестрами, учреждения образования делились информацией. Я взяла на вооружение опыт политехнического института, применив его к нашим условиям. На нас вузы не выходили, поэтому мы сами отправились в ПетрГУ на математический факультет. Почему математический? Потому что я сама математик и в то время у нас был очень сильный завуч, тоже математик – Евгения Михайловна Назарова. Я поняла, что одной ничего не сделать, надо искать союзников. Евгения Михайловна меня поддержала. Поддержал мою идею и Александр Васильевич Михайлов, преподаватель математического факультета ПетрГУ. В результате в 1991 году мы выпустили свой первый математический класс, на котором опробовали программы, выработали свою стратегию, свою концепцию. Потом открыли параллель с 8-го класса и довели ее до конца. И так, наработав нормативную базу, смогли выйти на физико-математический лицей.

– Но в это же время менялись и требования к учреждениям образования. Получается, что вы со своей идеей о лицее опередили чиновников от министерства образования…

– Нашему развитию, конечно, способствовали и новые лицензионные требования, и аттестация учреждения. Помню, мне тогда одна чиновница в министерстве сказала: «Главное, чтобы был чистый жанр». И нам пришлось закрывать общеобразовательные классы. Сегодня у нас все классы математические. Работая по углубленным программам, мы даем своим выпускникам большой выбор поступления в вузы. Занимаясь только по общеобразовательной программе и не прибегая к услугам репетиторов, дети не могут решать третью часть ЕГЭ. А наши ребята справляются с этой непростой задачей. Все 30 учеников в классе берутся за третью часть и успешно набирают столь необходимые для поступления в престижные вузы баллы.

Талантливые учителя, «продвинутые» ученики

– В этом году у вашей школы блестящие результаты: четыре медалиста, несколько выпускников набрали по 100 баллов на экзаменах по разным предметам. Многие говорят, что в лицее изначально «натаскивают» на ЕГЭ. Вы с этим согласны?

– Мы не отбираем детей для лицея и никого не натаскиваем, мы просто учим ребят учиться. Вы не представляете, как трудно заниматься по углубленным программам. В общеобразовательной школе можно натаскать на какую-то тему по образцу, а у нас дети должны выучить основу, теорию, пройти общеобразовательную практику и углубленную практику на основе углубленной теории. Поэтому не каждый учитель у нас может работать. И для нас это сейчас большая проблема. Вот во время отпуска ищу специалистов. Два учителя ушли в декретный отпуск, и хоть плачь – нет педагогов. С нашими детьми работать трудно. Но когда мы видим, что наши ребятки с шестого класса свободно доказывают геометрические теоремы, рассуждают, делают выводы, участвуют в конференциях, начиная с пятого класса, мы испытываем такое удовлетворение от работы! В этом году наши ребята достигли высоких результатов, по информатике у нас пять стобалльников! Честно скажу, поначалу я к этой новости отнеслась скептически – думала, что ребята такие продвинутые, наверняка нашли способ обмануть министерство образования. Но федеральная проверка показала, что у всех были индивидуальные решения, решения, отличные от тех, что выставлялись в Интернете. Незачем нашим детям у кого-то что-то списывать. Они и так все знают. Тот, кто поступал в этом году в вуз, где нужно было сдавать свои экзамены, и там справились со всеми испытаниями.

– А вы поощряете учителей, которые выпускают таких «продвинутых» одиннадцатиклассников?

– Я, как руководитель администрации школы, оцениваю учителей по результатам достижений их учеников на конференциях, олимпиадах и выпускных экзаменах. Но я считаю, что учителя, которые добиваются больших успехов, работают не за зарплату. Не плати им ни копейки – они точно так же будут пахать. Это настоящие профессионалы. Я этот работоспособный, амбициозный коллектив, свою команду 28 лет собирала. И сегодня в школе работает много моих выпускников, которых я лично учила. Например, Михаил Валерьевич Моисеевский стал в этом году Заслуженным учителем РФ. У него всегда есть стобалльники.

Горжусь я и своим техническим персоналом.  И здесь у меня очень сильный коллектив. Я считаю, детей нужно растить в чистоте и порядке.

–  Чтобы управлять большим лицеем с такой командой, нужно постоянно все держать под контролем. Вы строгий директор? Подчиненные и ученики вас боятся?

–  По-всякому бывает. Но я стараюсь всегда защищать детей. В любом споре. Хотя у нас конфликтов практически не бывает.

– Но дети-то сейчас сложные, все с амбициями. Как с ними справляетесь?

– Когда требования адекватные, программы адекватные, и люди ведут себя адекватно. У нас никогда ни один ученик не скажет товарищу, что ты зубрилка. В лицее, наоборот, стыдно получать тройки. О двойках мы вообще не говорим. Родители, дети которых получают неуд, переводят ребят в общеобразовательные школы. Они не хотят, чтобы их ребенок выглядел бледно на фоне других. А в общеобразовательных школах наши бывшие ученики учатся на твердые четверки. Вообще же мы сегодня делаем все для того, чтобы родители были нашими союзниками. Это самое трудное в нашей работе.

Как директор я лично провожу мероприятия для наших умников и умниц, победителей олимпиад, конференций, отличников. В своем кабинете стол для ребят накрываю. Мы не ругаем, а хвалим. Это наша лицейская политика. Политика, которая позволила вырастить уже несколько поколений замечательных детей.

Беседовала Олеся АНДРЕЕВА,
По материалам «МК» в Карелии»

 

Комментарии

Татьяна
2013-08-03 20:35:00
Надежда Васильевна спасибо за всё. Лицей замечательный!!!
1
2013-08-02 20:16:00
сложилось такое впечатление, что директор школы считает только свою школу "сильной", а вот ученики других общеобразовательных школ - глупые и неудачники. И в других школах, даже в сельских, есть талантливые дети, которые хотят учиться и делают это с большими успехами! Математика не самая главная наука в современном мире. Доказывать теоремы и т.д. можно научить, но научить использовать их в жизни уже сложнее.
Гость
Сегодня, 22 ноября 2024

Актуальные темы

28.07.2021, 14:24
Социальная помощь может быть успешным бизнесом.
28.07.2021, 11:00
Средняя стоимость жилья на вторичном рынке в Карелии во втором квартале выросла до 59375 рублей за кв. метр – это выше цен на новые квартиры.
28.07.2021, 10:00
Отделение Пенсионного фонда РФ по Карелии подготовило разъяснения о праве граждан предпенсионного возраста, потерявших работу, досрочно выходить на пенсию.