Статус самозанятого оказался настоящей палочкой-выручалочкой для многих творческих людей.
Закон о самозанятости, который начал применяться в Карелии в прошлом году, поначалу вызвал немало споров. Критики говорили, что единственная его цель – обложить новым налогом тех, кто зарабатывает, но, по сути, не занимается бизнесом – мастеров по ремонту бытовой техники, нянь, репетиторов, ремесленников и представителей множества других профессий.
Однако жизнь показала, что статус самозанятого оказался настоящей палочкой-выручалочкой для многих людей, в том числе в Карелии. Они говорят, что стали чувствовать себя более защищенными и получать реальную помощь государства. Особенно, это отразилось на тех, кто принадлежит к далеким от бизнеса творческим профессиям. Как свободному художнику живется и работается в статусе самозанятого, мы поговорили с мастером по керамике Аллой Зачесовой.
– Когда вы получили официальный статус самозанятой, вы не перестали чувствовать себя свободным художником?
– Вы знаете, я стала чувствовать себя более защищенной. Я не перестала быть свободным художником, потому что это внутреннее состояние. Я свободна в творчестве, в выборе сюжетов и тем для своих работ. Да, я могу жить впроголодь и все, что зарабатываю, тратить на покупку глазури. Приходишь в магазин, видишь курицу и думаешь – нет, это дорого. А потом идешь в магазин принадлежностей для работы по керамике и тратишь все деньги на материалы. Но когда появилась возможность стать самозанятой, это избавило от многих ненужных забот, которые отвлекали от творчества.
Например, когда наступает туристический сезон, некоторые сувенирные магазины некорректно себя ведут, долго не платят за проданные работы. Или приходят ко мне в мастерскую, говорят, нам надо то или это в таком-то количестве, но, если просишь предоплату, не соглашаются и предлагают поверить на слово. Или берут изделия под реализацию, но не хотят официально это оформлять. А теперь, когда я говорю, что я самозанятая и мне надо, чтобы все было официально, люди уже по-другому относятся. Это, естественно, отражается на оплате и всем остальном. Я стала более защищенной и почувствовала это на своем кошельке. Я могу купить и материалы для работы, и курицу. Конечно, это шутка – я просто пытаюсь показать, в чем проявляются изменения, которые произошли после того, как я стала самозанятой.
– Зарабатывать своим талантом вы ведь не сразу начали? С чего все начиналось?
– Нет, далеко не сразу. Я по профессии музыкант, в 90-е годы закончила Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу вокала, получила диплом учителя пения. Вернувшись в Карелию, пыталась продвигать джаз, пробовала сделать проект по обучению эстрадно-джазовому вокалу. Но ничего серьезного из этого не вышло. А жить на что-то надо было. И тогда я вспомнила о втором своем образовании – когда-то я заканчивала художественную школу. Я стала делать керамику – продавала на набережной сувенирчики с магнитиками и тому подобное. Это пользовалось спросом, так можно было заработать на хлеб. Но с годами и опытом пришло другое отношение к тому, что я делаю. Я поняла, что могу через керамику сказать больше, чем через тот магнитик.
– Действительно, ваши работы очень далеки от примитивных сувениров, это настоящие произведения искусства. Но, на первый взгляд, может показаться, что это некоммерческая продукция. Дает ли она возможность зарабатывать на жизнь?
– Я всегда говорила, что «Доширак» быстро приедается. Магнитики – это «Доширак». Общество изменилось, и сейчас появляется все больше людей, которые не хотят покупать магнитики, а хотят что-то индивидуальное. Можно, конечно, просто сделать изображение какой-нибудь деревянной часовни, написать «Карелия» и на этом все. Но мне хочется показать ту Карелию, которую я люблю. У нас корабельные сосны сумасшедшего цвета на рассвете, у нас изумрудные озера, у нас обалденные лишайники. Это можно передать через искусство, в том числе через керамику, что я и делаю. Теперь, когда я стала самозанятой, у меня появилось больше возможностей думать об искусстве, а не о ширпотребе.
При поддержке карельского Центра «Мой бизнес» появилась возможность бесплатно принимать участие в выставках-ярмарках, на которых художники и мастера могут не только представить свои изделия, а ещё и реализовать. Как только я стала самозанятой, я получила право официально в них участвовать. Раньше я сама ездила на такие выставки и тратила свои деньги на аренду выставочной площади, на проживание, на проезд, а теперь все эти расходы берет на себя Центр «Мой бизнес». Это позволяет мне продавать работы дешевле – они стали более доступны для покупателя, а, значит, у меня стали их больше покупать. Крупные выставки проходят в Москве и в Санкт-Петербурге, что дает мне более широкие возможности. Я могу проявить любовь к моей земле через искусство и показать это за пределами Карелии.
– Кроме выставок, где еще можно увидеть и приобрести ваши работы?
– Мои работы берут сувенирные магазины, что-то продается через интернет. Но я в этом ничего не понимаю. У меня есть племянница и подружка – одноклассница по художественной школе, они мне помогают с интернетом. Мои работы есть в инстаграме, и, кажется, еще в каких-то социальных сетях. Возможно, это будет следующий этап, когда я научусь и смогу с покупателями напрямую общаться через интернет.
– Но все же пока основные продажи приходятся на туристический сезон, а в прошлом году он был коротким из-за пандемии. Как это отразилось на вашей работе?
– Заказов было очень много, потому что в связи с закрытием границ внутренний туризм расцвел, и у меня просто телефон обрывался. Но, к сожалению, мне приходилось отказываться от заказов по личным семейным обстоятельствам. Если бы не это, то я бы очень хорошо заработала даже несмотря на все ограничения, связанные с пандемией.
Я сейчас не хвастаюсь, но то, что я делаю – этого нет ни у кого. Людей даже не интересует цена. Они говорят: «Вот это мы видим впервые в жизни, где можно это купить?». Я им рекомендую обратиться в Центр «Мой бизнес». При их поддержке организована выставка товаров мастеров народно-художественных промыслов. Мои работы там тоже есть. Они владеют всей информацией, которая необходима как потребителю, так и мастеру. Мне там помогают! А я в свою очередь занимаюсь тем, что умею делать лучше всего – своим творчеством.
Алексей УККОНЕ
Комментарии