Почему бизнес в Карелии не верит в судебную защиту?
Почему бизнес в Карелии не верит в судебную защиту?
Выступая преподавателем на разнообразных школах молодых предпринимателей в течение последних без малого десяти лет, выявил две неприятные закономерности. Во-первых, в Карелии увеличивается количество тех, кто был бы готов начать своё дело, но в качестве практически последнего аргумента «против» указывает несовершенство судебной защиты бизнеса. Во-вторых, растёт доля тех слушателей тренингов и семинаров, кто вполне абстрактно размышляет о важности совершенствования национальной судебной системы, но не артикулирует свои претензии к конкретным решениям и приговорам конкретных судей конкретных районных судов. При этом практически никто из потенциальных предпринимателей не ставит задачу выяснить ценности и нормы, которые объединяют или, наоборот, разделяют судейское профессиональное сообщество.
А ведь ценности хотя и носят умозрительный характер, но довольно конкретно выражают идеи того, к чему люди стремятся, что желаемо. Социальные же нормы предписывают определённые образцы поведения, необходимые для выполнения профессиональных задач. По большому счёту ценности – это основа коллективного сознания, а нормы относятся к поведению, хотя не факт, что действительное поведение определяется исключительно нормами.
Разделяемой ценностью большинства судей является законность. Её в качестве основной миссии судьи «выбирает» подавляющее большинство. Причём, как правило, в сочетании с защитой прав граждан. Одновременно в судейском корпусе есть небольшая, но значимая группа, которая не следует за большинством, не возводит законность в ранг главной ценности (хотя, конечно же, не отрицает её), а смыслом своей деятельности считает обеспечение справедливости. Здесь проявляется принципиальный момент. Если исходным моментом для обеспечения законности служат тексты законов, то эта группа судей более склонна своими решениями компенсировать несовершенство и нестабильность законов и видит свою роль как более активную, нежели просто применение тех или иных статей закона: они готовы защищать права граждан и руководствоваться понятиями справедливости.
С точки зрения будущего предпринимателя нормативная структура судейской профессии должна в идеале содержать прежде всего такие нормы, которые способствуют принятию законных и справедливых решений, признаваемых таковыми обществом, и тогда предпринимательское сословие будет доверять судам. Это независимость, непредвзятость, открытость, бескорыстие и профессиональная специализация. Добавив ещё ряд норм – таких, как ответственность, добросовестность, знание буквы закона, гуманность, дисциплинированность. Начинающие бизнесмены фактически выявляют нормативную структуру сообщества, точнее, то, каким, по их мнению, должны быть идеальные суд и судья.
Однако стоит предположить, что суд/судья А отличается от суда/судьи Б. Тогда чем определяются различия в их нормативных культурах? Известно, что на нормы и ценности судей больше всего влияет пол, специфика профессиональной когорты, опыт работы председателем суда. Осознание судьями себя как профессиональной группы со своими стандартами и механизмами самоуправления чрезвычайно важно для независимости судебной системы как института, её общественно-политического веса.
Но тут же выявляется иная проблема – насколько судьи готовы руководствоваться именно ценностями и нормами в повседневной работе, какие есть ограничения и внешние влияния, которые этому препятствуют? Поводов задуматься об этом тот же Петрозаводский городской суд в последние месяцы предоставляет достаточно много. Отчасти поэтому у глагола совершенного вида «задуматься» выделяют два значения. Не только предаться размышлениям, погрузиться в свои мысли, но и проявить нерешительность или усомниться.
Комментарии