В России вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым ставка потребительского кредита сроком до одного года не должна превышать 1,5% в день.
Это большая ставка всё равно — представьте себе в годовом выражении. Если говорить о ставке 1,5% в день, то речь идёт о ставке почти 550% годовых. Понятное дело, что это абсолютно ростовщический процент. То же касается и объема штрафов: вы взяли кредит на 100 тыс., а штрафов начислили в 250 тыс. Разве это справедливая ситуация?
Это скорее ограничивает аппетит к риску кредиторов, которые, например, выдают кредиты всем подряд, понимая, что вернёт только 20%. Те, кто возвращают, должны заплатить те 500%, чтобы кредитор только в ноль вышел, это не считая операционных издержек. Естественно, когда тебя начинают ограничивать в этих возможностях, ты начинаешь меньше давать сомнительным заёмщикам, но вся бизнес-модель построена на том, что нормальные заплатят за ненормальных. Тут важна пропорция.
Возможно, кредиты станут менее доступны очень рискованным заёмщикам — настолько рискованным, что их точно не берут банки, а теперь от них ещё и микрофинансовые организации откажутся. Но я думаю, что для этих заёмщиков это только к лучшему, потому что брать кредиты под 500% годовых… Если бы вы немного подождали, вы купили бы это на свои. Если вы можете платить такие проценты, зачем вам такой кредит? Может стоит подождать пару месяцев, и вы заработаете как раз столько денег, сколько нужно, и не нужно тратить потом на проценты?
Но особых последствий для экономики не будет: во-первых, микрофинансовое кредитование — это очень маленький рынок, который измеряется, скорее, десятками миллиардов, чем сотнями миллиардов рублей, и в общем, если он станет чуть поменьше, в этом нет ничего плохого, особенно с учётом того, что похожее регулирование уже случилось с банками — и рынок хуже точно не стал.
Михаил МАТОВНИКОВ, главный аналитик Сбербанка
Источник: RNS. Фото: РИА Новости
Комментарии