- Маленький рыбацкий городок на севере Норвегии. Пять тысяч населения, пара центральных кварталов, которые можно обойти за 10 минут, а все остальное – сотни индивидуальных коттеджей, растянувшихся вдоль фьорда.
- Маленький рыбацкий городок на севере Норвегии. Пять тысяч населения, пара центральных кварталов, которые можно обойти за 10 минут, а все остальное – сотни индивидуальных коттеджей, растянувшихся вдоль фьорда. Кроме красивых пейзажей смотреть особо не на что. Улицы, как и везде в Скандинавии, пустеют после пяти вечера, а если приезжаешь туда зимой, то и гулять не хочется - после обеда уже темно, а ледяной ветер пронизывает до костей.
Впрочем, назвать это место «дырой» язык не поворачивается. Ну, никак не скажешь, что местные жители оторваны от цивилизации. Если смотреть на городок с другой стороны фьорда, то увидишь, как весь берег на протяжении нескольких километров залит уличными огнями. В местных магазинчиках можно купить одежду мировых брендов, работают три гипермаркета, каждый размером с петрозаводскую «Сигму», пара дилерских автоцентра, своя телекомпания и аэропорт, из которого можно долететь до любой точки Норвегии.
«В общем-то, ничего особенного, так у них повсюду», – подумал я, оказавшись в начале ноября по служебным делам в городе Вадсе. Удивляться тому, что в Европе достижения цивилизации доступны жителям самых отдаленных районов, я уже давно перестал. Но в этот раз меня ждал сюрприз. После окончания деловой части программы норвежские коллеги предложили сходить на концерт в местный клуб. «В будний день, в восемь вечера?», – удивился я, взглянув на вымершие улицы и темные окна местных учреждений.
Но еще больше я изумился, узнав, в какой клуб мы пойдем. Джаз-клуб! Вот здесь, в городке, где живет всего пять тысяч жителей, играют джаз? Ну, ладно, думаю, наверное, какие-нибудь школьники решили вылезти из «каморки за актовым залом», чтобы показать свои умения родителям.
Приходим. Просторный зал в центре города, все как положено: столики, барная стойка (правда, в ассортименте - ничего крепче пива), и сцена, напичканная звуковым и осветительным оборудованием. Выходят музыканты. Трио. И тут выяснятся, что это профессиональный ансамбль из Дании, и приехал он сюда, на берег Ледовитого океана, только для того, чтобы сыграть полтора часа для двух десятков замороженных норвежцев. Группа, конечно, не первой и даже, вероятно, не второй величины. Но играет весьма профессионально и музыка интересная – смесь джаза с модными музыкальными стилями.
Спрашиваю норвежских коллег, что да как, и вот что выясняется. Здесь не джаз-клуб, а целый «Джазовый центр» - так официально называется общественное объединение, организовавшее это выступление. Такие концерты проходят в Вадсе регулярно. Приезжают музыканты со всей Северной Европы. К тому же им платят за выступления гонорары. Деньги на это выделяет правительство Норвегии. Норвежские власти считают, что блага современной цивилизации – это далеко не все, в чем нуждаются жители отдаленных провинций. Они, наравне со столичным населением, должны иметь возможность приобщиться к современной культуре. Причем, бесплатно. Вход на такие концерты свободный. Организаторы «Джазового центра» денег за свою работу не берут, они - волонтеры. К ним присоединяются и местные чиновники. В тот вечер, например, пиво за барной стойкой, продавала сотрудница администрации Вадсе. Вот так просто, после рабочего дня чиновница пришла в клуб, потрудиться барменшей.
Весь концерт в зале стояла благоговейная тишина. Будто люди не в клубе сидят, а в филармонии. Они пришли слушать музыку…
Глядя на них, я думал о жителях карельской глубинки, для которых приезд не то что зарубежных, а даже российских артистов – неслыханная радость. Если гастроли петрозаводских театров или филармонического оркестра, хоть изредка, но случаются, то увидеть гостей, хотя бы из других регионов России – из области фантастики. А такие события как выступление Валерия Гергиева в Беломорске несколько лет назад и вовсе – чудо из чудес. О том, чтобы подобные концерты или спектакли были бесплатными, мы даже не можем мечтать.
Кто-то скажет, ну, что нам равняться на Норвегию? У них проблем других нет, вот они и тратят бюджетные деньги, чтобы устраивать джазовые концерты. Что на это ответить? Во-первых, в Норвегии, сейчас тоже не все гладко – мэрия того же города Вадсе ломает голову, как покрыть дефицит бюджета. А, во-вторых, ведь чиновники могли рассудить иначе: дороги мы построили, жилье и еда у народа есть, чего же ему еще? А о досуге пусть сам позаботится. При норвежских зарплатах и регулярном авиасообщении, местные жители без труда могу сгонять в любую европейскую столицу, где выступают мировые звезды. Тогда зачем они транжирят государственную казну, даже еще на столь далекие от мэйнстрима виды искусства?
Как известно, кроме хлеба народу нужны еще и зрелища. Вопрос в том, какими будут эти зрелища. Не думаю, что общий уровень культуры в Норвегии выше, чем в России. Что у нас, что у них большинство людей предпочитает «сложить голову в телеэкран», как поется в одной песне, или развлекаться на низкопробных концертах. Ну, а кто же возьмет на себя работу нести в массы искусство более высокого уровня? Может быть, это дело элиты не только культурной, но и политической? Истории известны умные правители, которые понимали, что народу нужны не просто зрелища, а просвещение в широком смысле этого слова. Они догадывались, что между культурным уровнем населения и экономическими успехами страны есть какая-то связь. Разумеется, невозможно выстроить прямую логическую цепочку между ростом культуры и ростом ВВП, но, мне кажется, она существует.
Может быть, так же думают и норвежские власти? А, потому, не жалеют скромных, в масштабах госбюджета, денег на то, чтобы где-то далеко, на берегу Ледовитого океана 20 потомков рыбаков смогли сходить на джазовый концерт?
Комментарии