Петрозаводский троллейбус – одна из составляющих городского опыта. Ему приписываются смыслы и значения, связанные с благоустройством, развитием и комфортом или, напротив, шумом, грязью, стрессом и бесконечной деформацией личного пространства. Создание троллейбусных маршрутов отражает численность населения и её динамику, прогноз городского будущего. «Восьмёрка» нужна только в рабочие дни и только в час пик. Если для «миллионников» статус города как бы очевиден вне зависимости от транспортной ситуации, то для Петрозаводска наличие электротранспорта оказывается неоспоримым критерием причастности к числу городов и важным ресурсом «настоящей» городской жизни.
Механика городской повседневности и избыток информации на улице предписывает нам экономить эмоции. Вывески. Объявления. Бесконечный контент, из которого выделяются «ключевые слова» – тэги, команды, направления движения ... «До «Сампо» доеду?». «Этот троллейбус идёт через что?». И вершиной усечения текстовых форм становится кондуктор. Номера маршрутов. Номиналы купюр. Реквизиты документов. Графы путевых листов. В окружении тесно соседствующих тел пассажиров. Но самое главное – ритуал обмена средств платежа на билетик от рулона. Печатное средство. Артефакт поездки, зажатый в руке. Микроскопическое воспоминание. Хотя кто-то вспомнит и кассы самообслуживания, и компостеры. «Совесть – лучший контролёр».
троллейбус
Наверное, пройдёт совсем немного времени, и гильдия троллейбусных кондукторов исчезнет. Не будет такой профессии. Их заменят умные устройства для считывания электронных карт. Высокотехнологичные поставщики экспертного знания. «Валидатор пассажира» вступит в информационный контакт, подтверждённый обязательным кратким звуковым сигналом, просканирует, идентифицирует субъекта и в транзакционном порыве спишет десять рублей с удобного всем счёта. С намагниченного проездного, электронного ридера, банковского пластика, мобильника, смартфона, планшета или с какой-то новой диковины. Ведь в чип инкорпорированы даты, имена, расписания; штрафы, а по сути – страницы из несуществующей летописи нашей городской мобильности. Неспроста в салоне (кстати, занятное слово для совсем несалонного окружения!) петрозаводских троллейбусов наступило символическое равновесие. Внешне безразличный человек в синем спецжилете с надписью «Городской транспорт» соседствует с чёрно-белыми указателями на наличие бесплатного вай-фая. И последний точно победит.
Бестелесные биты и байты надёжнее клочка бумаги. Петрозаводский троллейбус становится ещё одним приложением стерильно технологичного интерфейса городского взаимодействия. Но в этом бесконечном потоке оцифрованной реальности и городской нумерологии (которая, конечно, сохранится, хотя бы для того, чтобы пересчитывать всех нас) перестанут существовать счастливые билеты. Доказательства различных способов вычисления маленького счастья. Сумма крайних справа цифр – сумма крайних слева цифр. Сумма четных цифр – сумма нечетных цифр. По большому счёту отказ от лотереи счастливых билетов – та самая плата за проезд, к которой лично я остаюсь совершенно неготовым.
Комментарии