Почему я против отмены прямых выборов?
Почему я против отмены прямых выборов?
В очередной раз разгорелась дискуссия об отмене прямых выборов в оставшихся двух городских округах Карелии. И даже уже не дискуссия. Депутаты одного из округов обратились в Законодательное собрание республики с соответствующей инициативой, а депутаты другого округа поддержали отмену этих самых, прямых выборов.
Напомню, что не так давно, примерно год назад десять депутатов Законодательного собрания Карелии выступали за полное сохранение прямых выборов глав поселений и районов, как единственного инструмента демократического развития института местного самоуправления. И именно тогда появилось неофициальное название этого документа - "Закон десяти". Однако закон провалили и приняли решение назначать сити-менеджеров. Оставили право выбора только в Петрозаводске и Костомукше. Чуть позже, в том же 2014 году была предпринята попытка отменить выборы и там - не получилось. Вернулись к этому вопросу сейчас, после "неуда" Галины Ширшиной. Формально повод-то появился. И вот этот шаг напомнил мне спор о "Нормандской теории". Люди, оказывается, выбирать не умеют. Не тех люди выбирают. И именно поэтому беспорядок у нас. Ни культуры, ни письменности. Да и Александр Худилайнен заявил недавно: "Специалистов в Карелии нет. Скамейка пуста".
И вот, по мнению некоторых, специалистов нужно призывать. Ибо только призванный порядок-то обеспечит. Ибо только призванный окажется 100% специалистом во всех направлениях ведения муниципального хозяйства. И жнец, и кузнец, и на дуде игрец. И тогда все заживут.
А я считаю, что нет. Поясню:
1. Назначение главы администрации наиболее эффективно в том случае, когда оно сочетается с высокой мобильностью высококвалифицированных специалистов в сфере городского управления. С кадрами у нас всегда туго, поэтому назначение на такую должность проходит кандидатура "продавленная" главой, либо группой депутатов, желающих видеть на этом месте своего человека. Как видно, жителей в этом списке нет.
2. Отстранение главы местной администрации от занимаемой должности – процедура не менее сложная, чем отстранение выборного главы муниципального образования.
3. Никогда, назначенным сити-менеджером, кто бы что не говорил, не станет кандидат от оппозиции. Опять же вспомню интервью Александра Худилайнена о кадрах. И боюсь, что в Петрозаводске назначаемый будет из привозных "мозгов". Своих-то нет. Скамейка пуста.
4. Зависимость назначенного от мнения и решения своего работодателя. Полное отсутствие независимости и независимой власти в городе, отсутствие подотчетности населению.
Ну и если подытожить, предлагаемая модель:
Первое: не гарантирует создание эффективной, ориентированной на интересы жителей муниципалитета системы.
Второе: требуются определенные условия, которых пока, лично я, не вижу (политическая культура, системы подготовки профессиональных кадров сити-менеджеров, высокая правовая культура и т.д.).
Третье, наша родная пословица – "не всё то золото, что блестит". Несколько примеров - Медвежьегорский муниципальный район. Глава администрации до сих пор не снят. Сегежский муниципальный район. Митинг за отставку. Глава администрации до сих пор работает, ни кто даже не приехал из правительства и не разобрался в ситуации. Золотые специалисты, просто у нас, по-видимому, народ не такой.
Комментарии