Национальная политика республиканских властей не оставляет шансов прибалтийско-финским народам Карелии
Национальная политика республиканских властей не оставляет шансов прибалтийско-финским народам Карелии
В этом здании в Тарту был подписан договор между Финляндией и Россией
14 октября - очередная годовщина подписания Тартуского мирного договора между РСФСР и Финляндской республикой в 1920 году. Этот договор не только нормализовал российско-финляндские отношения, но и впервые ввел в международную дипломатию и практику "карельский вопрос". Дело в том, что в Протокол к Тартускому мирному договору было внесено специальное Заявление российской делегации от 14 октября 1920 года: "О самоуправлении Восточной Карелии. (Гарантируется национальное самоопределение, автономия в составе РСФСР (национальная государственность), национальный язык, местные экономические интересы)".
Именно на основания этого заявления - официальной позиции РСФСР - развивалась последующая история Карелии. Благодаря карелам, Карелия стала субъектом международного права. Если 8 июня 1920 года была образована Карельская Трудовая коммуна, областное национальное образование, то в 1923 году создана уже Карельская автономная республика. Республика – это государственность. Тем самым Россия выполнила свое обещание, данное при подписании международного договора. Поэтому с полным основанием можно говорить, что именно Тартуский мирный договор положил начало карельской государственности в России.
До революции 1917 года российская Карелия (часть Олонецкой и Архангельской губерний) была отсталой, колониальной окраиной империи. А вот после 1920 года история Карелии и карелов стала активно развиваться в соответствии с международными обещаниями России. Право карелов на самоопределение было реализовано в полном соответствии с международным правом и международным договором РСФСР.
В ходе первых пятилеток происходит бурное экономическое развитие Карелии. Строятся крупные промышленные предприятия, электростанции, начинаются активные разработки природных ресурсов. Кроме того, забытая карельская деревня, где живут исключительно карелы, начинает приобщаться к современной цивилизации.
Помимо экономики, в этот период в Карелии идет стремительное развитие образования, культуры, искусства, науки и многого другого. Если до 1917 года карелы могли "выбиться в люди", только перебравшись на житие в Питер или Финляндию, то в Советской Карелии карельская молодежь могла получить образование и достойную профессию – на месте, в своей республике.
Однако уже тогда, в 20-30-е годы начался процесс русификации Карелии. В это время происходил усиленный приток населения из-за пределов республики и даже из-за границы. Хотя русификация Карелии в предвоенный период не идет ни в какое сравнение с тем, что происходило после ликвидации Карело-Финской ССР в 1956 году.
В 1920 году, когда создавали Карельскую Трудовую коммуну, карелы составляли абсолютное большинство населения территории, а сельские районы Карелии были населены исключительно карелами, многие из которых вообще не владели русским языком. Мне рассказывали деды, что во времена Российской империи, когда карелов забирали - "забривали" - в русскую армию, наши рекруты ни слова не знали по-русски. И тогда на строевой подготовке инородцев учили маршировать так: не левой – правой, а "сено-солома". Поэтому, когда в 20-е годы создавали систему народного образования в Советской Карелии, то оказалось естественным ввести образование карелов на финском языке, а на русском - один предмет: русский язык. Дело в том, что получение полноценного, современного образования на карельском языке (наречиях карельского языка) было практически невозможно, вследствие бедного словарного запаса языка.
Финский язык карелы усваивали без проблем. Так, кстати, учились мои родители в Корзинской школе-интернате в начале 30-х годов. Корзинская школа, а также другие подобные школы Карелии стали своеобразной "кузницей" национальных карельских кадров. Эти школы дали путевку в жизнь многим карелам и финнам – достойным труженикам, видным политическим деятелям, руководителям и организаторам производства, ученым, деятелям культуры и искусства. В том числе из нашей большой семьи Степан Ипатов стал дипломатом и в конце 30-х годов был торговым представителем СССР во Французской республике.
Поэтому, обобщая эту краткую информацию о последствиях Тартуского мирного договора для Карелии и карелов, можно утверждать, что Россия, СССР (правопреемник РСФСР) в полной мере выполнили свои обязательства в отношении российских карелов. Другое дело, что в 1939 году СССР нарушил Тартуский мирный договор, развязав войну против Финляндской республики. В результате войны значительная часть финляндской Карелии перешла под юрисдикцию СССР. Также в результате советско-финляндской войны была образована Карело-Финская ССР. Но это уже другая страница истории Карелии.
Единственное, на что хотелось бы все же обратить внимание - в результате советско-финской войны 39-40 гг. финны стали коренными жителями Карело-Финской ССР и, следовательно, нынешней Республики Карелия. Ведь в Северном Приладожье испокон веков жили не только карелы, но и финны. Об этом важно напомнить некоторым нашим политикам, которые и сегодня пытаются убеждать других, что финны – не коренные в Республике Карелия.
И здесь хочется обратиться к другому международному договору. После распада СССР, в 1992 году был подписан Договор между Российской Федерацией и Финляндской республикой об основах отношений. Этот договор закрепил новый уровень отношений между Финляндией и суверенной Россией. В этом договоре есть статья 10, которая касается прибалтийско-финских народов: "Стороны будут поддерживать сохранение самобытности финнов и родственных финнам народов и национальностей в России и, соответственно, выходцев из России в Финляндии. Они будут охранять языки, культуру и памятники друг друга".
Невольно хочется провести сравнение последствий Тартуского мирного договора 1920 года и Договора 1992 года между Россией и Финляндией. Для Карелии и прибалтийско-финских народов сравнение явно не в пользу действующего договора.
Выше я сетовал, что в 30-е годы в СССР началась русификация Карелии и карелов. Тогда, как назвать то, что происходит с Карелией, карелами, финнами, вепсами после подписания в 1992 году российско-финляндского договора? Просто не подобрать слов. Сегодня у нас в республике, как в годы коллективизации в СССР, словно поставлена задача "полной русификации" Карелии. И это далеко не нерегулируемый процесс. Ведь органы власти Республики Карелия принимают решения, которые напрямую способствуют усилению русификации. Фактов с избытком из разных сфер жизни республики. Но более всего возмущает наступление на языки финнов и родственных финнам народов в Республике Карелия.
Притчей во языцех стала недавняя история ликвидации журнала "Carelia". Именно ликвидация журнала, так как два худосочных номера в год, с одним редактором - это не журнал! Вина за это целиком и полностью лежит на властях Республики Карелия. Более того, такая политика в отношении финского языка и журнала на финском языке, на мой взгляд, является прямым нарушением Договора об основах отношений между Россией и Финляндией, статьи 10 этого договора. Причем, как ни странно, ответственность за нарушение договора, за отказ "поддерживать сохранение самобытности финнов и родственных финнам народов… в России" несут обе стороны, как Россия, так и Финляндия (- см. Договор… ст. 10).
Получается, что Российская Федерация, как субъект международного права, явно нарушает действующий Договор об основах отношений с Финляндской республикой от 1992 года? Встает вопрос: кому гражданин России может предъявлять претензии на нарушение договора РФ с Финляндией, если эти нарушения нарушают конституционные права гражданина РФ? Думаю, с этой претензией есть смысл обратиться в министерство иностранных дел России. Призываю активных граждан страны выразить свою позицию по этому вопросу.
В заключение, остается сказать, что в результате нынешней национальной политики властей Карелии, остро стал вопрос не только сохранения самобытности прибалтийско-финских народов республики, но и о самом существовании этих народов в Карелии. Следовательно, под вопросом и само существование Республики Карелия, как полноправного субъекта Российской Федерации.
Комментарии